Таджикистан на протяжении более десяти последних лет из-за отсутствия должного взаимопонимания и сотрудничества в регионе, а также игнорирования своих легитимных и жизненно важных интересов, пребывает в условиях жесточайшего дефицита электроэнергии в зимний период.
Такое заявление сделал с трибуны ООН министр иностранных дел РТ Хамрохон Зарифи, выступая в минувшую субботу в Нью-Йорке на общих прениях 67-й сессии Генеральной Ассамблеи.
Глава таджикского внешнеполитического ведомства отметил, что при отсутствии других источников энергии, Таджикистану, обладающему огромным гидроэнергетическим потенциалом, жизненно необходимо планомерное и комплексное развитие этой отрасли. «Согласно международным документам, Таджикистан имеет полное право использовать свои природные ресурсы, в том числе гидроэнергетические, в интересах и во благо своего народа, - сказал Зарифи. - Одновременно считаем нужным с этой высокой трибуны ответственно заявить, что Таджикистан при реализации своего гидроэнергетического потенциала, не намерен преследовать исключительно свои интересы в ущерб кому-либо. Напротив, мы являемся искренними сторонниками взаимовыгодного регионального сотрудничества и партнерства. В этом контексте следует рассматривать активное сотрудничество Таджикистана со Всемирным банком по подготовке технико-экономической, социальной и экологической оценки жизненно важного для экономики моей страны проекта – Рогунской ГЭС».
По словам главы таджикского МИДа, в период осуществления Всемирным банком оценочных работ заинтересованные стороны в регионе будут воздерживаться от поспешных и не до конца продуманных заявлений и действий, которые могут идти вразрез с достигнутыми международными договоренностями и противоречить духу дружбы, сотрудничества и добрососедства.
Между тем, министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил, что все вопросы водно-энергетической проблематики в Центральной Азии должны рассматриваться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, закрепленными в Конвенциях ООН «Об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер» от 17 марта 1992 года и «О праве несудоходных видов использования международных водотоков» от 21 мая 1997 года.
«Эти документы требуют соблюдения принципов не нанесения ущерба окружающей среде и интересам сопредельных государств при использовании ресурсов трансграничных рек», - сказал узбекский министр, выступая на Генассамблее ООН.
А. Камилов отметил, что именно поэтому Узбекистан призывает руководствоваться этими принципами и нормами для поиска взаимоприемлемых компромиссных решений. «Мы выступаем за то, чтобы все проекты по строительству гидротехнических сооружений в верховьях бассейнов Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи были подвергнуты международной авторитетной экспертизе под эгидой ООН и в обязательном порядке согласованы со странами низовья, - сказал он. - И только после согласования можно приступить к строительству предусматриваемых двух практически самых крупнейших плотин в мире – Рогунской, высотой 350 метров, в верховьях Аму-Дарьи и Камбаратинской ГЭС-1, в верховьях Сыр-Дарьи и высотой 275 метров. При этом, обе в горной местности, где сейсмичность составляет 9-10 баллов, по шкале Рихтера».
Камилов подчеркнул, что в соответствии с международными требованиями необходимо четкое выделение приоритетов в использовании воды. «Ограниченные водные ресурсы региона должны, в первую очередь, использоваться для удовлетворения питьевых и санитарных нужд, и только затем для обеспечения продовольственной безопасности, экологических нужд и нужд промышленности и энергетики», - добавил он.