Узбекистан в очередной раз попытался привлечь внимание мирового сообщества к проблемам использования воды в Центрально-Азиатском регионе.
Глава узбекской делегации, председатель Госкомитета по охране природы Нариман Умаров, выступая на конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро назвал ряд «нерешенных проблем», с которыми сталкивается Узбекистан.
В своем выступлении, опубликованном на официальном сайте министерства иностранных дел Узбекистана, глава узбекской делегации подчеркивает, что «большинство проблем, связанных с ухудшением окружающей природной среды, имеют трансграничный характер».
Критическим ресурсом для стран Центральной Азии, по его словам, является вода. Для Узбекистана, где проживает около 30 млн. чел., водные ресурсы являются основой обеспечения продовольственной безопасности.
«Водоснабжение орошаемых земель Узбекистана все также остается зависимым от водохозяйственной политики соседних стран, расположенных в верховьях рек, действия, которых приводят к изменению режима стока основных рек Сырдарьи и Амударьи, и делают его несоответствующим для сельскохозяйственного использования», - подчеркивается в выступлении узбекской стороны.
«Подчеркивая исключительное значение водных ресурсов для устойчивого развития, в т.ч. для продовольственной безопасности, здравоохранения, сельского хозяйства и развития сельских районов, а также право на безопасную и чистую питьевую воду и санитарию, необходимо подчеркнуть важность разумного и справедливого использования трансграничных водных ресурсов с учетом интересов прибрежных стран, на основе норм и принципов международного водного права», - говорится в выступлении делегации Узбекистана.
Говоря о зависимости Узбекистана от «водохозяйственной политики соседних стран», под «соседними странами» Узбекистан, в первую очередь имеет в виду Таджикистан, где реализуется Рогунский проект, против которого рьяно выступает Узбекистан.
Свою точку зрения на водную проблематику в регионе на конференции в Рио-де-Жанейро высказала и таджикская сторона. В частности президент Эмомали Рахмон в своем выступлении подчеркнул, что будущее страны зависит от использования гидроэнергетического потенциала, которым располагает страна.
«Наша страна имеет огромный гидроэнергетический потенциал, и её будущее зависит от эффективного и рационального использования этого вида энергии. Доля гидроэлектроэнергии в энергетическом балансе страны составляет 98%. Таджикистан обладает четырьмя процентами мировых запасов гидроэнергетических ресурсов, что составляет 527 млрд. кВт час в год. Эта цифра более чем в 3 раза превышает нынешнюю потребность Центрально-Азиатского региона в электроэнергии, где в основном используются тепловые электростанции. На настоящий момент освоено около 3,2% этого потенциала», - уточнил президент.
«Считаем, что вопросы эффективного использования энергетических и водных ресурсов региона сегодня должны рассматриваться в контексте адаптации к изменению климата. Практических результатов в этом направлении можно добиться путем организации устойчивого управления водными ресурсами, решения водохозяйственных проблем на национальном и региональном уровнях на основе оптимального сочетания международной поддержки и национальных усилий», - уверен лидер Таджикистана.
С подобными заявлениями таджикская и узбекская стороны выступали не раз. Каждая из стран региона приводит свои доводы и аргументы о пользе, или наоборот вреде строительства гидроузлов на территории стран верховья.
Пока, «мировое сообщество» в лице Европейского союза, международных организаций занимает нейтральную позицию по Рогунскому проекту, таким образом, стараясь не задевать интересы, как узбекской, так и таджикской сторон.
При этом, все единогласно заявляют, что «нужно дождаться результатов экспертизы по Рогунскому проекту, которую проводит Всемирный банк», несколько раз откладывающий подведение итогов экспертизы.
В этот раз, со слов министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи, эксперты Всемирного банка, обещают выдать свое заключение по Рогуну в феврале 2013 года.