Известие о болезни Ислама Каримова, президента Узбекистана вызвало бурную дискуссию в средствах массовой информации, социальных сетях, в экспертных кругах.
Ажиотаж вызвало не столько само сообщение, а то, из каких источников – информация о болезни Каримова. Ведь о “болезнях” узбекского лидера говорилось и ранее, но общественность узнавала об этом, в основном из оппозиционных СМИ, на уровне слухов.
В этот раз, впервые о болезни своего лидера сообщили правительственные издания, в том числе официальный сайт правительства Узбекистана.
В частности, известный политолог Аркадий Дубнов на своей страничке в Facebook пишет: «Случился ли прошлой ночью у Ислама Каримова инсульт, или что другое настигло 78-летнего президента Узбекистана – сегодня уже ясно: узбекский правитель, возглавляющий свою страну с советских времен, находится в чрезвычайно плохом состоянии. Никогда раньше ташкентский официоз не подтверждал слухи о резком ухудшении здоровья своего патриарха, и сегодняшнее сообщение УЗА о том, что Каримов находится на стационарном лечении, которое потребует «определенного времени», более чем красноречиво».
Безусловно сообщение о болезни Ислама Каримова из официальных источников тут же вызвало споры по вопросу преемственности власти. Кто же будет преемником Каримова, если на то возникнет необходимость?
Аркадий Дубнов считает, что вопрос о преемнике Каримова остается открытым. «Вопрос, кто будет его преемником, пока остается открытым. Больше всего шансов занять ташкентский «трон» у второго лица в официальной узбекской иерархии, 59-летнего премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзияева, возглавляющего правительство с 2003 года. Аппаратный вес Мирзияева, кроме того, определяется его близостью к президентской семье, а также поддержкой всесильного шефа Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ) 72-летнего Рустама Иноятова», — подчеркивает эксперт.
Официальное сообщение о болезни узбекского лидера стало неожиданностью и в таджикском журналистском и экспертном сообществе. «Во-первых, хочу пожелать Исламу Каримову скорейшего выздоровления», — заявил в интервью «Авеста» главный редактор газеты «СССР» Сайёфи Мизроб.
Что касается возможных изменений в высшем эшелоне власти Узбекистана, то, по мнению Сайёфи Мизроба – это вряд ли что-то измени по отношению к Таджикистану.
«Не думаю, что отношения между Узбекистаном и Таджикистаном улучшатся в ближайшей перспективе, будь на «троне» Ислам Каримов, или кто-либо еще. Поясню почему. В Узбекистане работает налаженная система, когда во всех внутренних проблемах ищут внешних врагов, одним из которых система сформировала в образе Таджикистана. Нет у них пока другого выбора. Узбекистан продолжит оказывать давление на Таджикистан, кто бы, не стоял у руля», — считает журналист.
«Ислам Каримов сделал все, чтобы ухудшить отношения с нами, чтобы надавить на нас, завести нас в экономический тупик. При нем был введен визовый режим, закрылись дороги, перестал поступать узбекский газ, курсировать самолеты, и это несмотря на экономические потери, которые, безусловно, испытывает Узбекистан. Что сделали мы? Всего неделю назад мы открыли железную дорогу, которая соединила весь Таджикистан. В будущем она выйдет в Афганистан, и через него в другие страны. Построили автомобильные дороги в обход Узбекистана, все это «заслуги» Каримова, — отметил Сайёфи Мизроб.
«Под давлением лидера Узбекистана, перекрывшего нам газ, мы начали искать и разрабатывать свои месторождения газа, строить ТЭЦ, и наконец, достраивать Рогунскую ГЭС, которая заработает скоро. Если бы не такое «соседское» отношение Ислама Каримова, то вряд ли бы у нас все это было. Что касается преемственности власти в случае ухода Каримова, думаю, что страной продолжить править так называемый «самаркандский клан», а остальное покажет время», — резюмировал Сайёфи Мизроб.
Хуршеди Атовулло, главный редактор таджикской газеты «Фараж» считает, что в случае необходимости, вопрос о том, кто же сядет на узбекский «трон», будет решать правящий «самаркандский клан».
«В Узбекистане – много влиятельных лиц и кланов, это Иноятов — глава СНБ, Шавкат Мирзияев – премьер-министр, «ташкентский клан», кокандский клан», но самым влиятельным остается правящий «самаркандский клан», который, я думаю, и решит, кто будет управлять страной после Каримова», — заявил Хуршед Атовулло.
“Исламу Каримову – 78 лет. Ранее также просчивались сообщения об его болезнях. Но в отличие, к примеру от Ельцина, он не будет публично заявлять имя своего преемника, а будет бороться за власть до последнего”, — резюмировал главред газеты “Фараж”.