Под снос пойдет весь центр Душанбе – здания Минсельхоза, столичной мэрии, посольства Ирана и жилые «дома с аркой» напротив парка Рудаки. Здесь на деньги Саудовской Аравии планируется возвести новый парламентский комплекс. Представители столичной интеллигенции возмущены намерением властей. Некоторые из них предлагают перенести столицу Таджикистана в другой город.
Как сообщил «АП» источник в администрации мэра Душанбе, новый парламентский комплекс республики планируется возвести на месте, где сейчас расположены здания Минсельхоза Таджикистана, мэрии Душанбе, посольства Ирана в Таджикистане и несколько жилых домов и зданий.
«Здание парламентского комплекса Таджикистана будет возведено на территории от перекрестка улицы Тегеран и проспекта Рудаки (площадь Дусти) до перекрестка проспекта Рудаки и улицы Шохтемура (район гостиницы «Таджикистан»), и все здания, расположенные на этой территории, кроме новостроек, будут снесены, в том числе и жилые дома», - отметил источник.
За счет сноса нынешнего здания парламента будет увеличена территория площади Дусти.
Напомним, согласно договоренностям, достигнутым в ходе официального визита президента Таджикистана в Саудовскую Аравию в январе этого года, саудитское королевство пообещало выделить средства на строительство в Душанбе нового здания парламента Таджикистана. Об этом спикера верхней палаты парламента Махмадсаида Убайдуллоева проинформировал 25 мая председатель Маджлиса аш-Шура Королевства Саудовская Аравия Абдулла ибн Мухаммед Аль аш-Шейх, находившийся в Душанбе с трехдневным официальным визитом.
Предложение на перспективу
Еще пять лет назад, летом 2011 года, ныне покойный директор Центра стратегических исследований Сухроб Шарипов предложил перенести столицу страны из Душанбе в другой регион.
Тогда он обосновал это так: «Необходимо прощаться с советским прошлым во всем, в том числе и со столицей… Душанбе - маленький город, и он не рассчитан на такую загруженность, которую испытывает. При переносе столицы город разгрузится, и уйдут также проблемы с пробками. Должен быть административный город, где специально будут проходить все мероприятия».
Шарипов также добавил, что он «как житель, был бы рад, чтобы состоялся перенос столицы, например в Дангару либо Куляб или в Пенджикент».
Тогда к неожиданному предложению С. Шарипова отнеслись неоднозначно, даже, можно сказать, негативно. Но сейчас, когда принято решение о сносе многих исторических зданий в центре Душанбе, предложение Сухроба Шарипова уже не кажется столь неадекватным.
Историю нельзя снести или переписать
Мамадшо Илолов, директор Центра инновационного развития науки и новых технологий Академии наук Таджикистана, считает, что историческую часть Душанбе необходимо сохранить. «Это наша задача, задача нынешнего поколения, которую мы, к сожалению, не выполняем», - говорит Илолов.
Как вариант он также рассматривает перенос столицы в другой город. Но, по его словам, есть еще один вариант – расширять Душанбе.
«Коммуникационная мощность Душанбе не рассчитана на то, что сейчас здесь возводится. Нельзя все собирать в одну точку. Надо, чтобы столица росла вширь. Ввысь можно расти, но наши коммуникации, которые в основном возводились в 60-е годы, просто не выдержат», - говорит Илолов.
Поэтесса Гулрухсор Сафиева говорит, что можно снести исторические здания, выкинуть некоторые имена из истории, но переписать ее невозможно.
«Через миллионы лет история будет восстановлена. Говорят, что победители сами пишут историю, но я говорю: нет, история сама себя пишет. История - это не статистика. Касательно зданий, я хочу сказать, что в этом мире ничего постоянного нет. Все приходит и уходит. Когда-то я была в Риге, столице Латвии, там нам показали дом рижского палача, его не снесли, его оставили для будущих поколений. Чтобы люди могли чувствовать, - говорит поэтесса. – Каким бы ни был наш город - социалистическим, коммунистическим или таджикским, его нужно уважать. Историю нужно уважать, чтобы уважали тебя».
Г. Сафиева также уверена, что любые подобные вопросы надо выносить на обсуждение горожан. «Если мы живем под одной крышей, то в принятии решения должны участвовать все. И все должны участвовать в судьбе своего города. Все мы приходим и уходим, а город остается», - говорит поэтесса.
Душанбе давно потерял облик столицы
Блогер Аниса Сабири говорит о том, что сегодня деятельность властей идет вразрез с жизнью народа. «Стыдно признавать, что, находясь в списке беднейших стран мира, мы заняты строительством «карточных зданий», непонятного назначения, ужасного качества и очень дорого обходящихся бюджету. Хочется сказать нашим чиновникам: поезжайте в кишлаки и поговорите с простым народом, послушайте об их проблемах! Душанбе и Варзоб - это ещё не весь Таджикистан. Большую часть своего времени я езжу по стране. Мне очень больно констатировать тот факт, что Таджикистан изолирован от современного мира. Многие люди живут в кибитках без электричества и элементарных условий жизни. Душанбе давно уже потерял свой облик столицы», - говорит А. Сабири.
О бездумном уничтожении истории говорит и столичный активист Амаль Ханум Гаджиева.
«Я недавно случайно попала в район улицы Нагорной нашего города. Удивилась, что в столице республики еще есть «избы на куриных ножках». Почему бы там не построить благоустроенное жилье? Ведь там люди до сих пор носят воду издалека. Постройте элементарно школы, детские дома, дома для престарелых. Посмотрите, в каких условиях живут люди! В конце концов, дайте столичным жителям отопление во все дома! Но зачем? Ведь это все не принесет дохода, кто-то в таком случае не сможет "навариться"», - возмущенно говорит Амаль Ханум Гаджиева.
«Это будет историческое деяние»
Депутат парламента страны, председатель Демпартии Таджикистана Саидджафар Исмонов утверждает, что в парламенте их проинформировали, что под снос пойдут только здания начиная с Минсельхоза до гостиницы «Таджикистан».
«Нам сказали, что старое здание парламента сохранят, а все остальное снесут. Все эти здания не представляют никакой исторической ценности. Кроме того, это протокольная трасса, как раз напротив Дворца наций, и она должна соответствовать облику столицы. В какой бы стране мира вы ни были, вы можете увидеть, что напротив дворца администрации президента находятся красивые здания. Это будет представлять государство, культуру и нацию. Я думаю, что если на самом деле снесут мэрию и Минсельхоз и построят новое здание парламента, то это будет на самом деле историческим деянием», - говорит Исмонов. Также, по его словам, никакой ценности не представляют ни чайхана «Рохат», ни театр Маяковского.
«Какую нашу культуру чайхана представляет? Какая там архитектура – она не европейская, не азиатская, не таджикская, какая-то случайно смешанная. Здание театра Маяковского можно было бы отреставрировать и оставить, так как здесь была подписана декларация об образовании Таджикской ССР. Но, насколько мне известно, оно не отвечает сейсмогеологическим нормам, не дай Бог случится землетрясение во время представления, кто будет отвечать за жизни людей?»
Он также против переноса столицы в другой город. «На это потребуются огромные деньги и время, ведь столицу на пяти гектарах не построишь. А вот сам Душанбе надо застроить, как полагается столице, - считает депутат. - Его надо освободить от тех кишлаков, которые есть на территории города, а их тут 10-15».
Деньги не пахнут
Саймиддин Дустов, глава фонда «Индем», считает, что вопрос строительства парламентского комплекса на деньги Саудовской Аравии весьма неоднозначен, полон явных и скрытых смыслов.
По его мнению, это раскололо общественность и даже правящую элиту на тех, кто придерживается линии центральных властей - получить хоть что-то, и на тех, кто против строительства здания одного из символов государственности при финансировании другого государства.
«Позиция власти вполне очевидна: почему бы не освоить дополнительные десятки, а может быть и пару сотен, миллионов нового стратегического партнера, третьего по счету после Китая и России. К тому же без всякого контроля и в столь тяжелой для страны экономической ситуации. Да, в Москве и Тегеране это вызовет легкое раздражение, но ведь Дворец офицеров на китайские деньги построили, и вроде ничего. К тому же партнеры должны понимать, что все инфраструктурные проекты, начиная от дорог и тоннелей до Нацбиблиотеки, Нацмузея и Международного душанбинского аэропорта, мы построили на кредиты и гранты извне. Такова логика и аргументация властей. К слову, эту позицию разделяют большинство людей. Противники же приводят свои аргументы: нельзя строить здание символа независимой государственности на чужие деньги, тем более деньги саудитов, к тому же разрушая здание посольства Ирана. Но противники не учитывают, что для власти, в общем, «деньги не пахнут», и парламент вовсе не символ представительской власти народа, а продолжение исполнительной, уже давно единоличной, власти. Но в этой истории главное, что мнение ни тех, ни других власть не интересует», - считает Дустов.
«В целом вся эта ситуация показывает обывателю нынешнее состояние мировой и региональной политики в виде гротеска: персидская идентичность, названная «таджикской» под давлением русского большевистского мировоззрения, исповедующая ислам суннитского толка, принимает дорогущий обязывающий подарок от арабской идентичности - главного противника персидской идентичности, мирового спонсора салафизма, вечного врага шиитов и недруга русских. И при этом она, власть, умудряется бороться с салафитами внутри страны и легко решает снести здание посольства персов - одного из гарантов таджикской государственности. Похоже, все это ставит бедного обывателя в тупик», - говорит С. Дустов.
У нас больше нет проблем?
Мы провели на сайте собственный опрос, стоит ли перенести столицу в другой город. Большинство наших читателей, конечно, выступили против. По их мнению, столицей Таджикистана должен оставаться Душанбе. Но как может существовать столица без своей истории? И это только одна сторона медали.
Сегодня сумма, которая пойдет на возведение парламентского комплекса, не озвучивается. Скорее всего, она будет внушительной, и ее с лихвой бы хватило, чтобы восстановить республиканскую больницу Караболо, где в некоторых корпусах вода не поднимается выше первого этаже, либо построить не один десяток школ в сельской местности, где дети продолжают учиться в глиняных мазанках. Или построить современное производство, купить пару вертолетов для спасателей, которые при ЧС не всегда могут добраться до места бедствия...
Можно до бесконечности перечислять «дыры», которые самое время латать, вместо того чтобы возводить помпезные комплексы, считают наши респонденты.