Глава российского МВД В. Колокольцев наградил своего таджикского коллегу медалью «за умелую организацию работы и высокие профессиональные качества при раскрытии особо опасного преступления, совершенного в отношении полицейского и членов его семьи». МВД Таджикистана свои заслуги в деле отрицает…
Обмениваться почётными званиями, орденами и медалями у сотрудничающих ведомств разных стран давно стало традицией. За какие заслуги присуждаются награды, обычно указывается довольно абстрактно. Однако последняя медаль - «За боевое содружество» - министру внутренних дел Таджикистана Рамазону Рахимзода его коллегой из России была присуждена с более чем конкретной формулировкой – «за умелую организацию работы и высокие профессиональные качества при раскрытии особо опасного преступления, совершенного в отношении полицейского и членов его семьи».
За что же медаль?
Награждение прошло недавно в Душанбе, куда глава МВД России Владимир Колокольцев прибыл для участия в совместной коллегии правоохранительных ведомств двух стран. Как указывалось на сайте МВД России, данной медали таджикский министр удостоен за помощь в раскрытии убийства в Сызрани полицейского Андрея Гошта и его семьи.
«Владимир Колокольцев поблагодарил коллегу за умелую организацию работы и высокие профессиональные качества при раскрытии особо опасного преступления, совершенного в отношении полицейского и членов его семьи», - отмечается на официальном сайте МВД России.
Жестокое убийство заместителя начальника штаба ГУ МВД по Самарской области Андрея Гошта и 5 членов его семьи произошло 24 апреля текущего года. По данным следствия, все они погибли во сне, им нанесли удары молотками и железными прутами.
Главными подозреваемыми по делу проходят гражданин Таджикистана Махмадали Ахмадов и трое уроженцев Азербайджана: Ислом Бобоев, Орхан Зохрабов и Роман Фаталиев. Последние были задержаны 1 мая.
По информации МВД России, Ахмадов был задержан 5 мая в аэропорту Домодедово по прилете из Душанбе. Хотя изначально версия задержания озвучивалась другая: начальник Самарской полиции генерал-майор Сергей Солодовников публично объявил, что Ахмадова задержали на таджикско-афганской границе, когда он пытался перебраться в Афганистан, затем якобы его передали российским правоохранительным органам. Правда, эта версия продержалась недолго, через полчаса МВД России официально заявило, что Ахмадов был задержан в Домодедово.
МВД Таджикистана также на своем сайте сообщило, что Махмадали Ахмадов прибыл в Министерство внутренних дел Таджикистана и заявил, что узнал о том, что его подозревают в убийстве, из СМИ. «Он утверждал, что не причастен к данному тяжкому преступлению и для доказательств своих слов готов вернуться в эту страну. По причине того, что он не находится в розыске и со стороны органов Российской Федерации не поступил запрос о задержании Махмадали Ахмадова, он добровольно вернулся в Российскую Федерацию, где был задержан российскими полицейскими 5 мая в Домодедово по прилете из Душанбе», - сообщалось на сайте МВД Таджикистана.
Тогда за что медаль, если Ахмадов вернулся сам?
Глава пресс-центра МВД Таджикистана Джалолиддин Садриддинов в интервью «АП» заявил, что при вручении медали говорилось, что награда вручается за сотрудничество с Россией по многим направлениям - в области противодействия терроризму, экстремизму и наркотрафику. «Мы не можем комментировать, чем руководствовался пресс-центр МВД России, когда публиковал это сообщение», - отметил Садриддинов.
По его словам, уголовное дело в отношении Ахмадова расследуется в России, но российская сторона не осведомляет Таджикистан о проведенных оперативных действиях. «Но это точно не было экстрадицией или этапированием. Ахмадов сам поехал в Россию, чтобы лично оправдать себя», - уверяет Джалолиддин Садриддинов.
На защиту своих граждан
Между тем у таджикских правозащитников сообщение российского МВД вызвало недоумение, ведь в таком случае сотрудники наших правоохранительных органов могли иметь прямое отношение к задержанию Ахмадова.
«Когда я прочла первое официальное сообщение МВД Таджикистана, я поддержала их, потому что мне показалось, что в нашем МВД поступили правильно. Смущало только то, что Ахмадова задержали прямо у трапа самолета», - говорит юрист-правозащитник Файзинисо Вохидова.
По ее словам, согласно статье 16 Конституции Таджикистана, «гражданин Таджикистана за пределами страны находится под защитой государства. Ни один гражданин республики не может быть выдан иностранному государству». Ф.Вохидова считает, что министерству необходимо было защитить своего гражданина, дождаться, когда российская сторона должным образом докажет вину таджикского гражданина, его причастность к совершенному преступлению, но даже в этом случае наши правоохранительные органы должны были затребовать уголовное дело в Таджикистан на рассмотрение.
Юрист Шокирджон Хакимов считает, что за одну операцию награду не вручают, причем она была не такая сложная. «Во-вторых, медаль могут присудить, учитывая долголетнее сотрудничество. В-третьих, присуждение медали было больше дипломатическим жестом, после того как таджикский министр также наградил Колокольцева медалью», - говорит Хакимов.
«В целом преступление еще не раскрыто. Следственные мероприятия еще не завершились. Только после того, как суд вынесет свой вердикт, можно сказать, что дело завершено. С учетом того, что данное деяние получило общественный резонанс, уполномоченные органы консульства и посольства Таджикистана в России должны следить, не применяется ли насилие в отношении нашего гражданина, какая доказательная база, чтобы чувствовалось, что дело таджикского гражданина не пущено на самотек. Плюс к этому, даже если финансовые возможности ограничены, посольство Таджикистана с учетом защиты национальных интересов должно нанять ему адвоката. Ведь он добровольно поехал, чтобы доказать свою невиновность», - считает юрист.
Хакимов все же удивлен, что Ахмадов по собственной инициативе решил вернуться в Россию, чтобы доказать свою невиновность, и только потому, что он узнал о подозрениях в свой адрес из СМИ.
Таинственные пропажи
Между тем обмен подозреваемыми, иногда не совсем законный, уже был в практике сотрудничества силовых ведомств России и Таджикистана.
Нежелательные для таджикских властей лица, проживающие в России, загадочным образом исчезают в этой стране и обнаруживаются в Душанбе.
В минувшем году в СИЗО Таджикистана появился лидер движения «Молодежь Таджикистана за возрождение Таджикистана» Максуд Ибрагимов. В начале ноября 2014 года по запросу таджикских спецслужб он был задержан полицией Москвы. Однако через двое суток Ибрагимов был освобожден, так как являлся гражданином РФ и не подлежал выдаче иностранному государству.
20 января 2015 года в Москве лидер молодежной организации был похищен из квартиры неизвестными. По словам близких Ибрагимова, он мог быть тайно перевезен в Таджикистан. И только спустя десять дней официальные власти республики подтвердили, что Ибрагимов находится в Душанбе и содержится в СИЗО ГКНБ Таджикистана.
Тогда же выяснилось, что российские власти лишили Ибрагимова российского гражданства. Как сообщали российские правозащитники, 27 ноября 2015 года в отношении Максуда Ибрагимова решением Семикаракорского районного суда (Ростов-на-Дону) был удовлетворен иск ФМС по Московской области о признании незаконным его российского гражданства.
«Краткая фабула такова, что Ибрагимов мог представить неверные сведения при получении своего гражданства в органы ФМС. На этом основании суд признал его виновным и аннулировал его гражданство. После чего последовали его задержание и его выдача, и до сих пор мы не знаем, это была депортация или экстрадиция», - отметил Николаев.
Главный подозреваемый по «исфаринскому делу» Низомхон Джураев пропал в России 29 марта 2012 года после своего освобождения из подмосковного СИЗО. 7 апреля он выступил по государственному телеканалу «Джахоннамо» с заявлением о добровольном возвращении на родину. В своем выступлении Н.Джураев сообщил, что вернулся в Таджикистан добровольно ради своей 79-летней матери и почувствовал большое облегчение, когда пересек границу Таджикистана. Между тем его родственники тогда недоумевали, почему же он, прибыв на машине через Кыргызстан, по пути в Душанбе через Исфару не навестил свою престарелую мать и двух сестер.
Экс-председатель Демократической партии Таджикистана Махмадрузи Искандаров, освобожденный 4 апреля 2005 года из московского СИЗО, 16 апреля исчез при невыясненных обстоятельствах. Через некоторое время он объявился в Душанбе, а в октябре 2005 года Искандаров был приговорен к 23 годам лишения свободы.
Только в 2008 году стало известно, что власти Таджикистана признали причастность российских властей к выдаче лидера Демпартии Таджикистана. В ответе таджикского МИДа на ноту Управления Верховного комиссара ООН по правам человека говорится: «Обвиняемый Искандаров М. был официально выдан таджикской стороне правоохранительными органами Российской Федерации, и 17 апреля 2005 года он был водворен в следственный изолятор Министерства безопасности Республики Таджикистан».
Савриддин Джураев, который ранее подозревался в экстремизме в Таджикистане, был задержан в России в 2009 году, Генпрокуратура РФ вынесла постановление о его экстрадиции на основании представленных инициатором розыска документов, несмотря на множество содержащихся в них очевидных противоречий. Тогда экстрадицию задержанного приостановил Европейский суд по правам человека, удовлетворив ходатайство его защиты. Кроме того, Джураеву было предоставлено временное убежище в России. Однако в ночь с 31 октября на 1 ноября 2011 г. Савриддин был похищен в Москве, а уже 3 ноября его допрашивали в Худжанде по тому самому уголовному делу, по которому таджикская сторона требовала его выдачи. В январе 2012 года в суде, проходившем в помещении следственного изолятора, он заявил, что его похитили в Москве, незаконно вывезли в Таджикистан, вынудили подписать явку с повинной и оговорить себя. В судебном заседании он отказался от значительной части «признательных» показаний, данных им под давлением при первом допросе. Весной 2012 года Джураев был приговорен к 26 годам лишения свободы.
Так за что же была медаль? МВД России ошибся с формулировкой или это было за ответную услугу таджикских коллег?