Таджикский эксперт Саймуддин Дустов считает, что воскресный референдум разделил жителей Таджикистана на две группы: сторонников и противников нынешнего положения.
Саймуддин Дустов, независимый таджикский эксперт 23-го мая в беседе с Радио Озоди сказал, что референдум по внесению изменений и дополнений в Основной закон Таджикистана разделил его жителей на группы: те, кто ради относительного нынешнего спокойствия, приемлют существующее положение и другая группа, которая не согласна с таким положением и хотят предпринять политические действия.
Господин Дустов сказал: «Думаю, что результаты референдума, инициированного самим Эмомали Рахмоном в долгосрочной перспективе будут не в его пользу, и они ввели страну в новый этап. Теперь таджики, как нация политизировались, и большинство молодежи, специалистов и свободомыслящих людей постепенно покинуть страну. То есть, политические площадки и решения будут приниматься не в Душанбе, а столицах европейских стран, Турции, России и в Иране».
Как сказал Саймуддин Дустов, результаты референдума по изменению Конституции были известны еще заранее и в стране, где слабо избирательное право и политические партии не функционируют свободно, весь выборный процесс находиться под контролем определенной группы. Результаты, объявленные сегодня председателем Центральной комиссии по выборам и референдумам Таджикистана, в действительности, были желанными для исполнительной власти.
Как сказал Саймуддин Дустов, последний референдум еще раз доказал, что с 1991 года в Таджикистане не проводились честные, прозрачные и народные выборы и их результаты были заранее предрешенными.
С момента объявления даты проведения всенародного референдума в Таджикистане по изменению и дополнению Конституции некоторые политики и международные организации критиковали предложенные поправки.
По словам Рахматилло Зоирова, председателя Социал-демократической партии Таджикистана и единственной оппозиционной партии в стране, нынешний референдум был организован исключительно с целью удовлетворения желаний нынешнего президента страны и его семьи. Это при том, что большинство статей Основного закона нуждаются в серьезном исправлении. «Статьи 24 и 25 Конституции нуждаются в изменении и дополнении. Также, в этом документе существуют порядка 40 противоречащих пунктов, которые должны быть изменены. Но, вместо исправления этих статей, был снижен возраст кандидатов на пост президента и нынешнему главе станы предоставили неограниченное количество раз выдвигать свою кандидатуру на пост президента», - заявил лидер таджикских социал-демократов.
Сейчас на повестке дня стоит вопрос, какое изменение внесет нынешний референдум в политическом обустройстве Таджикистана, в будущем страны и жизни общества?
По мнению таджикского эксперта Парвиза Мулладжанова, прошедший референдум не будет иметь серьезных последствий в политическом обустройстве государства. На президентских выборах 2020 года кандидатом на пост президента станет или Эмомали Рахмон или его сын, а другим не хватить смелости конкурировать с ними.
Господин Мулладжанов отметил: «Цель референдума заключался в укрепление нынешней власти на 10 последующих лет. Об экономической программе и речи нет. Это даже не политическая реформа, а просто укрепление нынешней власти. Нынешняя политическая система просто узаконилась. А раз нет политической реформы, то не будет и экономической реформы».
По мнению другого эксперта Абдулгани Махмадазимова, главнейшим изменением этого референдума стал запрет религиозных и националистических партий в Таджикистане. «На референдуме народ проголосовал «за» традиционному исламу и проголосовал против политического ислама. Если в сентябре прошлого года Верховный суд запретил деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана, то теперь этот запрет закреплен в Конституции. Со времени обретения независимости были споры о характере государственного устройства. Вчера этим спорам поставлена точка», - сказал Махмадазимов.
Между тем, Сайфулло Сафаров, заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана уверен, что референдум по изменению Основного закона открыл дорогу для серьезных изменений в Таджикистане.
Сайфулло Сафаров сказал: «Главное, молодежи открыли дорогу. Теперь они могут получит большинство государственных должностей - от членов конституционного суда и других судей до должности президента. То есть, для молодых людей стаж работы на высоких политических должностях сократился на 5 лет. Это очень важно. У молодых много энергии. Достойные молодые кадры уже готовы и будет заслугой периода независимости открыть для них дорогу в высший эшелон власти».
Перед проведением референдума по изменению Основного закона международные организации, в том числе и ОБСЕ, критиковали такое решение и посчитали это мероприятие попыткой таджикских властей укрепить и продлить свою власть.
Но, таджикские эксперты говорят, что, несмотря на критику, международные организации продолжать сотрудничество с властями Таджикистана. В экспертных кругах существует и такое опасение, что после объявления результатов референдума, возможно, усиляться давление государственных структур на гражданское общество и контроль наднезависимыми средствами массовой информации. Они не исключают, что в ближайшие год-два по финансовым причинам независимые СМИ закроются, и на информационном пространстве образуется пустота.
В социальных сетях, особенно в «Фейсбук»-е разгорелась острая дискуссия по поводу целей и результатов референдума по внесению изменений и дополнений в Основной закон Таджикистана. Большинство пользователей этой сети считают прошедший референдум «спектаклем» ради укрепления личной власти президента страны и его семьи.