Таджикские власти должны немедленно освободить четырех адвокатов и еще двух сыновей известного в республике адвоката, которые находятся в тюремном заключении. Об этом говорится в опубликованном 4 мая совместном заявлении Норвежского Хельсинкского комитета (NHC) и Хьюман Райтс Вотч (HRW). Авторы заявления уверены, что эти люди задержаны таджикскими властями «по политически мотивированным обвинениям».
С 2014 года власти Таджикистана арестовали, по меньшей мере, пять адвокатов: Шухрата Кудратова, Фахриддина Закирова, Бузургмехра Ёрова, Нуриддина Махкамова, Дильбар Дододжонову, а также Фируза и Далера Табаровых, которые являются сыновыми известного адвоката Исхока Табарова. Также в заявлении говорится о преследовании властями известного адвоката Вайзинисо Вохидовой.
«Таджикские власти должны прекратить преследование и задержание независимых юристов», - отмечают правозащитники NHC и HRW.
Исследователь по Центральной Азии HRW Стив Свердлов считает, что нахождение этих адвокатов за решеткой «позорит судебную систему Таджикистана».
В заявлении говорится, что таджикские власти уже более года систематически подавляют мирную политическую оппозицию страны, проводя задержания и пытая своих политических противников, а также похищая своих критиков, проживающие за рубежом.
Правозащитники отмечают, что ситуация с подавлением политической оппозиции в республике ухудшилась в 2015 году. Они подчеркивают, что в сентябре прошлого года ведущая оппозиционная партия страны – Партия исламского возрождения Таджикистана – была запрещена, после чего были арестованы десятки членов этой партии.
Также отмечается, что в марте 2015 года оппозиционный деятель Умарали Кувватов был застрелен в Стамбуле «при обстоятельствах, которые указывают на причастность или молчаливое согласие со стороны правительства Таджикистана».
Авторы заявления считают, что подавление религиозных и политических прав в Таджикистане в настоящее время находится на наихудшем уровне после окончания гражданской войны в стране.
Отметим, что накануне, 3 мая, в Душанбе начался судебный процесс над юристами Бузургмехром Ёровым и Нуриддином Махкамовым. Бузургмехр Ёров был задержан 28 сентября 2015 года по обвинению в получении «взятки». К моменту задержания Бузургмехр Ёров занимался делами семи задержанных членов партии. Вопреки обещаниям властей, на процесс не допустили представителей прессы и иностранных дипломатов из посольства США и офиса ОБСЕ в Душанбе.
Адвокат ОО «Сипар» Дильбар Дододжонова была задержана по подозрению в мошенничестве в конце прошлого года. В заявлении NHC и HRW задержание Д. Дододжоновой связывают с ее сотрудничеством с Бузургмехром Ёровым.
В заявление правозащитных организаций также отмечается, что таджикские власти с целью большего контроля за деятельностью адвокатов предприняли еще ряд мер, которые ограничивают их работу. От адвокатов потребовали сдать экзамены в министерстве юстиции и только после этого получить лицензию на свою деятельность. До утверждения нового закона об адвокатуре защитники получали такую лицензию от независимых адвокатских объединений, а не у властей.
В заявлении приводятся слова таджикских адвокатов, которые сообщали Human Rights Watch и Хельксинскому Комитету Норвегии, что вопросы на экзаменах касались не юриспруденции, а относились к истории, культуре и политике. Адвокаты выразили обеспокоенность, что проведение экзаменов под контролем властей направлено на то, что лишить права на адвокатскую деятельность тех юристов, которые были связаны с громкими уголовными делами.
«И это при том, что согласно Основным принципам ООН о деятельности адвокатов не следует отождествлять адвоката и его подзащитного в одно целое, и адвокаты должны иметь возможность для осуществления своих профессиональных задач без страха, угроз, давления или неуместного вмешательства», - отмечается в заявлении.
Human Rights Watch и Хельсинский Комитет Норвегии в конце своего совместного заявления отмечают, что США, Евросоюз и другие международные партнеры Таджикистана должны оказать давление на таджикские власти и потребовать незамедлительно освободить адвокатов, задержанных по политическим мотивам. Эти страны также обязаны получить гарантии того, что все таджикские адвокаты будут иметь возможность без страха, преследований и угроз осуществлять свою деятельность.
Мариус Фоссум, региональный представитель Хельсинского Комитета Норвегии в Центральной Азии сказал, что «адвокаты, которые сейчас находятся за решеткой, были самими независимыми и активными в Таджикистане. Душанбе не представил доказательств, которым можно поверить, и поэтому обязан их срочно освободить и предоставить гарантии для выполнения ими своих профессиональных обязательств».
Другое требование правозащитников от международных партнеров Таджикистана заключается в давлении на Душанбе для выполнения им своих обязательств в вопросах свободы проведения митингов и свободы слова. Правозащитники утверждают, что страны-участники обсуждения нового отчета Таджикистана по правам человека в Совете Безопасности ООН, которое состоится 6 мая, обязаны высказать свою обеспокоенность преследованием адвокатов и мирной оппозиции в Таджикистане.