Российский генерал заявил, что Таджикистан отказывается продлевать срок пребывания 201-й военной базы на 49 лет. А между тем, по его словам, республику ждет вооруженный конфликт…
ПОДПИСАНИЕ соглашения о продлении пребывания 201-й российской военной базы в Таджикистане сроком на 49 лет находится на грани срыва, заявил 26 июня главнокомандующий сухопутными войсками России, генерал-полковник Владимир Чиркин.
«Существует много проблем, которые могут сорвать подписание соглашения о продлении пребывания российской базы в Таджикистане», - сказал он.
Чиркин добавил, что Таджикистан настаивает на подписании соглашения сроком на 10 лет, передает РИА «Новости».
…24 апреля глава МИД России Сергей Лавров заявил в Душанбе, что руководство Таджикистана подтвердило заинтересованность «в сохранении этой российской военной базы, как и других объектов». На вопрос, в какой стадии находится соглашение по продлению базы, Лавров ответил: «Переговоры будут продолжены. Президент Таджикистан сказал, что будут даны необходимые поручения, чтобы ускорить переговорный процесс. Мы к этому тоже будем готовы».
Россия готова. Пойти на хитрость?
ЛЮБОПЫТНО, что с указанной новостью, если она, конечно, имеет под собой основания, выступили не МИД России или Таджикистана (кстати, в нашем МИДе отказались комментировать это заявление), а военный человек. Почему?
По мнению наблюдателей, это был своего рода вброс информации. Россия устала ждать, когда Таджикистан раскачается и, наконец, подпишет соглашение. Однако на самом высоком уровне этот вопрос вновь поднимать не стали, решили действовать через практикующего военного, отметим, человека, который совсем недавно занял должность Главнокомандующего сухопутными войсками.
Любопытно в данном контексте еще одно громкое заявление, которое сделал генерал Чиркин в тот же день, 26 июня.
«В Средней Азии могут произойти локальные вооруженные конфликты». «В связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии», - сказал генерал Чиркин во время заседания комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Когда нам ждать нового военного конфликта, генерал не уточнил. Однако кто нам поможет его предотвратить, конечно, понятно. «Воинские формирования РФ, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации – гарант стабильности и безопасности в регионе, а также обеспечивают безопасность за его пределами, прежде всего, это наши военные базы в Таджикистане, Беларуси, Южной Осетии, Абхазии, Армении», - отметил в том же своем выступлении российский главнокомандующий.
Разговоры, а тем более прогнозы военных о небезопасности региона и Республики Таджикистан, в частности, не может не вызвать у таджикских властей нервного зуда.
Еще более неспокойный Афганистан, который ждет полная неопределенность после вывода войск стран ISAF уже в ближайшем будущем; Узбекистан, ведущий в отношении РТ политику, далекую от добрососедской, и раздираемый на куски борющимися за высшую власть «преемниками» Ислама Каримова. А также периодические внутренние военные конфликты в самом Таджикистане и растущее недовольство народа политикой правительства…
Все это очень неприятно. Особенно накануне президентских выборов в стране.
В такую минуту как никогда нужен друг, проверенный и надежный. В качестве такового себя и предлагает Россия. В ответ Москва ждет главного – чтобы учитывались ее интересы на территории Таджикистана.
Проект соглашения по пребыванию 201-й базы сроком на 49 лет должен был быть подготовлен к первой половине этого года, однако процесс затягивается. По некоторым данным, он затягивается именно таджикской стороной, пытающейся добиться от России дополнительных финансовых вливаний и льгот.
Эксперты считают, что договоренностей по базе не нужно ждать раньше осени–зимы.
Срок пребывания 201-й российской военной базы подписанным соглашением от 16 октября 2004 года определен на 10 лет.
Данная база является крупнейшим российским воинским контингентом за пределами страны, призванным обеспечить безопасность и стабильность в Центральной Азии. Три полка базы дислоцированы в Душанбе и в городах Курган-Тюбе и Куляб на юге страны.
Семитысячный состав военнослужащих базы входит в коллективные силы оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности.
Срок не важен?
- ЗАЯВЛЕНИЕ генерала Чиркина в принципе отражает сложность самого процесса подготовки соглашения по продлению пребывания в Таджикистане российской базы, - говорит таджикский политолог Рашид Гани Абдулло. – Здесь следует отметить, что когда президент Медведев заявил, что Таджикистан готов продлить этот срок на 49 лет, с таджикской стороны никаких заявлений, подтверждающих эти слова, не последовало. То есть никто не говорил конкретно, о скольких годах идет речь.
Политолог уверен, что Душанбе выжидал, когда к власти в России придет новый президент, и уже тогда решил начать новые переговоры с возможно новыми условиями.
- Срок в 49 лет кажется нереальным, за эти годы может многое случиться, поменяться, - говорит Р. Абдулло. – 10 лет - более осязаемый срок. Мне кажется, если соглашение, наконец, будет подписано, оно будет иметь примерно такой срок. Этот срок имеет больше шансов на успех кампании.
- В последнее время вокруг статуса российской базы идет много спекуляций, слышны и антироссийские заявления. Думаю, это политическая игра каких-то сил, - считает эксперт по военным вопросам Абдулло Хабибов. - И в выступлениях Дмитрия Медведева, и после поездки Эмомали Рахмона в Москву было очевидно, что это проблема очень серьезная, что она требует тщательного, обдуманного рассмотрения.
Как известно, ситуация в Центральной Азии сейчас очень сложная. После вывода вооруженных сил США и НАТО из Афганистана обстановка еще более усложнится. Именно это обстоятельство заставляет обе стороны идти на сближение, считает эксперт.
Что касается срока пребывания российской военной базы в Таджикистане, по мнению А. Хабибова, этот срок не важен.
- В договоре будет пункт, согласно которому одна из сторон или обе имеют право выйти из подписанного договора в любое время. Рычаг такой есть, - поясняет он. - Ну а сроки, с которыми хочет определиться Россия, нужны ей для того, чтобы вложить большие средства в инфраструктуру военной базы.
Что касается самого заявления российского генерала, оно, видимо, сказано под влиянием высказываний в СМИ о том, что российская база несет якобы угрозу нашей независимости. Но это - пустые слова. Мы знаем, что такие базы США уже на протяжении многих лет существуют в Турции, Японии, и эти страны от этого не потеряли свою независимость, - говорит А. Хабибов.
МЕЖДУ ТЕМ:
Генерал-полковник Владимир Чиркин был назначен Дмитрием Медведевым Главнокомандующим сухопутными войсками Вооруженных сил РФ в конце апреля этого года - за неделю с небольшим до сдачи поста президентом РФ.
До этого Чиркин занимал должность командующего войсками Центрального военного округа.
По мнению ряда российских интернет-СМИ, назначение главкомом сухопутных войск В. Чиркина «выглядит весьма странным». «Господин Чиркин пошел на повышение с поста командующего войсками Центрального военного округа. А между тем именно там Чиркин сильно оскандалился. Напомним, что на подведомственной территории, в Удмуртии, в 2011 году произошли пожары на армейских складах боеприпасов, приведшие к серии взрывов почти апокалипсических масштабов. Министр обороны Анатолий Сердюков объявил Чиркину выговор в связи с большими разрушениями и пламенем до небес. И теперь тот будет командовать всеми сухопутными силами. О каких-либо особых заслугах командующего, искупивших взрывы в Удмуртии, не сообщалось».