Заявление российского генерала Николая Макарова о том, что Россия не будет выделять средства на развитие военной базы в Таджикистане, так как идет непростой переговорный процесс по вопросу ее размещения на территории республики, является завуалированной формой давления на таджикскую сторону, участвующей в переговорах, считает глава Ассоциации политологов РТ Абдугани Мамадазимов.
«Таким образом, российская сторона намерена идти по своему первоначальному замыслу, то есть получить военную базу на 49 лет и по возможности бесплатно. А в мире не существует такой практики, чтобы свою территорию предоставляли иностранным военным на столь длительный срок, да ещё и бесплатно», - сказал политолог в интервью «АП».
По его словам, те страны, которые размещают свои военные базы в иностранных государствах, даже если не платят за ее размещение, то проводят там большие работы по развитию инфраструктуры, оказывают техническую помощь национальным армиям этих стран.
«Всего этого мы здесь у себя не видим. Поэтому, если Россия приостанавливает финансирование развития своей базы в республике, то это ее внутреннее дело, хотя база расположена на нашей территории. Так что, если им так удобно, пускай сокращают развитие», - сказал он, подчеркнув, что текущая деятельность российской военной базы в РТ идет.
Мамадазимов отметил, что после прошлогоднего заявления экс-президента РФ Дмитрия Медведева во время «дела летчиков» о том, что Россия пока не будет рассматривать вопрос продления срока пребывания своей военной базы на территории РТ, в таджикском обществе больше не считают эту базу надежным щитом для Таджикистана.
«После этого заявления многие в Таджикистане думают, что под плащом может быть спрятан кинжал. Поэтому у них на данный момент нет морального права попросить нас о бесплатном размещении своей базы. Так что, выдвигаемые таджикской стороной на переговорах условия о том, что нахождение иностранных военных на нашей территории должно быть на платной основе, является нормальным явлением. Тем более, что Таджикистан нуждается сегодня в средствах для развития социальной сферы», - сказал политолог.
Напомним, накануне начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ, генерал армии Николай Макаров заявил «Интерфаксу», что министерство обороны России не будет выделять средства на развитие 201-й российской военной базы, дислоцированной в Таджикистане, пока идет непростой переговорный процесс по вопросу ее размещения на территории республики после 2014 года.
«Переговорный процесс по этой базе идет трудно. Но мы надеемся, что здравый смысл все-таки победит», - сказал Макаров.
Он напомнил, что между двумя странами была достигнута договоренность о том, что протокол на продление соглашения о размещении на территории Таджикистана 201-й РВБ после 2014 года будет подписан в первом квартале 2012 года.
«К сожалению, этого не произошло. Таджикистан вдруг заупрямился, и мы вынуждены были приостановить выделять средства на обустройство базы, пока не прояснится ситуация», - подчеркнул генерал.
До этого российский генерал, главнокомандующий сухопутными войсками РФ Владимир Чиркин на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности заявил, что подписание соглашения о продлении пребывания 201-й РВБ в Таджикистане сроком на 49 лет находится на грани срыва.
«Существует много проблем, которые могут сорвать подписание соглашения о продлении пребывания российской базы в Таджикистане», - сказал он.
«В связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии», - цитирует агентство слова Чиркина. Он добавил, что Таджикистан настаивает на подписании соглашения сроком на 10 лет.
Данное заявление высокопоставленного российского военного министерством обороны Таджикистана тогда было названо политически некорректным.
В ответном заявлении оборонного ведомства Таджикистана также отмечено, что «удивительной является выбранная российским генералом позиция, когда, имея возможность довести такого рода свою озабоченность до своих партнеров через союзные или интеграционные структуры, например, ОДКБ, он предпочел избрать путь громогласного публичного заявления, не имеющего под собой никаких оснований и не способствующего разрешению тех проблем, которые он затронул».
«Что же касается актуальных вопросов военного и военно-технического сотрудничества между Таджикистаном и Россией, в том числе касающихся пребывания российской военной базы на территории Таджикистана, то в соответствии с директивами руководства двух стран, плановая работа по сверке и уточнению позиций сторон продолжается и, при проявлении доброй воли и взаимопонимания завершится в установленные сроки», - заявило Минобороны РТ.