Соединенные штаты пока не приняли решение по поводу предоставления оружия и военной техники, использованной в Афганистане, в РТ.
Посол США в Таджикистане, госпожа Сьюзан М. Эллиотт отвечает на вопросы «АП».
О парламентских выборах
- Наш первый вопрос - о предвыборной атмосфере в Таджикистане. Как оценивают США предвыборную ситуацию в нашей стране?
- Прежде всего, хочу отметить, что на прошлой неделе предстоял визит двух наших высокопоставленных чиновников, и они проводили встречи и обсуждали с руководством страны такие вопросы, касающиеся Таджикистана, как безопасность, выборы, религиозная свобода, экономическое развитие и региональное сотрудничество. Как вы знаете, США в Таджикистане, как и во всем мире, поддерживают свободные и беспристрастные выборы. И таким образом мы поддерживаем демократию, свободу выбора. Эту тему я лично и также другие представители США не раз обсуждали с правительством Таджикистана. Мы приветствуем стремление Таджикистана в этом вопросе, в том числе, приглашение группы наблюдателей Бюро по демократии и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) на время подготовки и проведения парламентских выборов.
Как известно, группа наблюдателей от БДИПЧ/ОБСЕ уже прибыла в Таджикистан и начала свою работу. Это хороший знак. У меня уже была встреча с ними, и мы ожидаем их отчета по выборам, и после этого можем дать свои комментарии.
Что касается самих выборов, важно, чтобы все кандидаты и политические партии имели равные возможности, как в ходе предвыборной кампании, так и во время самих выборов.
- Прошедший год и начало нынешнего запомнились несколькими громкими событиями в стране. В их числе – осуждение адвоката Шухрата Кудратова, попытки экстрадиции руководителя «Группы-24» Умарали Кувватова из Турции. Почему посольство США, часто выступающее в защиту прав человека, не сделало никаких заявлений по этим случаям?
- Я знакома с этими обоими случаями и имела возможность обсудить их с высокими представителями правительства Таджикистана. Думаю, важно оказывать поддержку и отметить значимость свободной судебной системы. При любых случаях, в соответствии с Конституцией, граждане имеют право на беспристрастное судебное разбирательство. Эти и подобные дела мы будем отслеживать очень тесно и на регулярной основе обсуждать их с правительством республики.
- Как известно, с 1973 года Таджикистан входит в так называемую «поправку Джексона-Веника» или более известную как «черный список США». Недавно новоназначенный посол Таджикистана в США сказал, что постарается вывести нашу страну из этого списка. Есть ли прогнозы по этому вопросу?
- Поправка Джексона-Веника, как вы знаете, ограничивала торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Сюда входил и СССР. После его распада некоторые страны из постсоветского пространства были исключены из этого списка. На сегодняшний день Таджикистан сделал многое для улучшения своей позиции, проводя ряд реформ. Я знаю нынешнего посла Таджикистана в США и уверена, что со своей стороны он постарается вывести Таджикистан из этого списка.
Таджикские мигранты в США?
- Как вы знаете, большое число граждан Таджикистана живет и трудится в России. Но из-за последних санкций, введённых США и странами Запада против России, пострадали и наши трудовые мигранты. Предвидели ли США и их партнеры эту сторону вопроса?
- Я хочу сказать, что эти международные санкции сформулированы группой экспертов и тех стран, которые поддерживают суверенитет и территориальную целостность других государств. Они были сформулированы и направлены на определенных лиц, пользующихся властью в Российской Федерации. Было приложено много сил с тем, чтобы сформулировать санкции таким образом, чтобы они не повлияли на рядовых граждан России.
Я осознаю, сколько таджикских мигрантов живёт и работает в России и как могут санкции повлиять на Таджикистан. Могу сказать, что мы прилагаем усилия для развития различных отраслей Таджикистана. В октябре прошлого года был создан альянс между США и Фондом Ага Хана, и он будет способствовать улучшению качества жизни людей, живущих вдоль границы Таджикистана с Афганистаном. Каждая из сторон в течение пяти лет будет выделять более $6 млн. Общая сумма составит $12,1 млн.
У нас имеется расширенная продовольственная программа, которая окажет помощь в сельскохозяйственном секторе.
Как вы знаете, на следующей неделе намечается проведение крупного форума по развитию Таджикистана, в котором примут участие глава государства, а также доноры и партнеры. Все эти меры могут дать возможность рассмотреть пути развития республики, а также разработки стратегии по снижению влияния санкций.
- Не секрет, что до сих пор основная часть таджикских мигрантов для работы выбирали Россию. Но в последнее время таджикистанцы начали присматриваться и к другим странам, в том числе, и США. Рассматривались ли вопросы вовлечения их к работе или учебе в США?
- Для получения возможности учебы и работы таджикских граждан в США, прежде всего, им надо знать английский язык. У нас есть ряд программ, по которым мы помогаем таджикским гражданам выучить английский язык, и одна из таких программ это Микростипендия по изучению английского языка. Таким образом, мы предоставляем гражданам Таджикистана возможность получить образование или трудоустроиться в США. Также у нас есть программа по обмену студентами, в рамках которой они отправляются в США на академический год учебы. Все расходы оплачиваются нашим государством. У нас есть еще программы по обмену на уровне магистратуры. Кроме этого, мы предоставляем таджикским учителям английского языка определённые образовательные программы. Я думаю, непосредственно все эти усилия помогут гражданам Таджикистана их работе или учебе в США.
О дипломатах, сбивших таджика
- Вернемся к прежним событиям. В 2012 году произошел инцидент с аварией американских дипломатов, в результате чего погиб гражданин Таджикистана. Потом стало известно, что их с целью наказания отправили в США. Что стало с ними? Были ли они наказаны?
- Во-первых, все дипломаты США состоят под юрисдикцией законов того государства, где они находятся. Как посол я требую от своих сотрудников соблюдать законы страны пребывания, потому что мы являемся здесь гостями. У нас хорошие отношения с правоохранительными органами, и мы сотрудничаем с ними при любых вопросах правонарушения.
Я хочу заверить, что мы следуем этим правилам. И если вам нужна будет более подробная информация, можете обратиться в МВД республики. В общем же скажу, что подобные случаи не остаются без внимания правительства США.
О границе и военной технике
- По данным некоторых СМИ, на сегодняшний день около 5 тысяч афганских боевиков находятся в районах близ границ со странами ЦА. Насколько реальны прогнозы возможной угрозы с их стороны?
- Прежде всего, хочу отметить, что в течение нескольких последних лет мы оказываем помощь структурам Таджикистана против таких угроз, как терроризм и наркотрафик. Хотя наша роль в Афганистане изменилась, но наша приверженность по оказанию помощи в целях стабильности и мира в этой стране остается прежней.
10 тысяч наших военных будут помогать правительству и народу Афганистана для обеспечения политической стабильности и экономического развития. Если следить за событиями в мире, можно сказать, что всегда есть угрозы от всех стран. Угрозы, которые стоят перед Таджикистаном - это также угрозы для США и Европы. Поэтому мы продолжим двустороннее сотрудничество в сфере безопасности.
- На сегодняшний день США уже отдали Узбекистану 300 военных автомашин, которыми их войска пользовались на территории Афганистана. Как мы знаем, и Таджикистан обращался к США для предоставления подобной техники. Каким был ответ?
- У США хорошие отношения со всеми пятью странами Центральной Азии. Это наша общая цель - содействовать региональной безопасности и стабильности. Я хочу сказать, что наше двустороннее сотрудничество с Таджикистаном в сфере безопасности является одним из самых крепких, если не единственно крепким в ЦА. Передача оборудования, а также оказание военной помощи реализуется в рамках двусторонних отношений. Мы ведем постоянные переговоры с Министерством обороны Таджикистана, а также с другими структурами по обеспечению безопасности границы вашей республики.
- Есть мнение, что военная техника, которую могут предоставить США Таджикистану, непригодна для использования. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я не могу согласиться с таким мнением. Потому что непригодную технику мы вообще не отдаем никому. Вопрос предоставления Таджикистану военной техники и оборудования, которые были использованы США в Афганистане, мы обсуждаем. Это нелегкий вопрос. Потому что многое из этого оборудования очень дорогое, а содержать все это хозяйство в рабочем состоянии требует немалых финансов. Переговоры продолжаются, и, думаю, стороны найдут нужное решение.