В течение пяти ближайших лет власти Киргизии намерены упразднить области, как административно-территориальные единицы и оставить лишь три уровня управления: центральный, районный и муниципальный. Стоит ли и Таджикистану пойти по этому пути?
Ожидаемая ликвидация областей в Киргизии связана с упразднением дублирующих или ненужных, на взгляд властей, управленческих звеньев и сокращением расходов на содержание госаппарата. Власти считают, что районные администрации и муниципалитеты владеют более точной информацией о нуждах территорий и смогут более эффективно распоряжаться бюджетными средствами, направляемыми казной на развитие.
Можно ли применить то же самое в Таджикистане?
Лидер Коммунистической партии Таджикистана Шоди Шабдолов согласен, что есть необходимость в сокращении управленческого штата, но считает, что киргизский метод в нашем случае неуместен, так как мы уже два раза пытались это сделать, но не смогли.
- Еще в период хрущевского правления в Таджикистане пытались ликвидировать области и оставить лишь районные центры. Например, ликвидировали Ленинабадскую область, но в 70-ом году ее опять восстановили. В ГБАО в рамках этого упразднения объединили Ванчский, Дарвазский и Рушанский районы. Тогда жителям отдаленного Бартанга за какой-то справкой приходилось ехать в Ванч, то есть людям это доставляло лишь определенные неудобства. Такая реформа была и в период правления Горбачева, но и тогда она не обвенчалась успехом.
В общем, мне кажется, в условиях Таджикистана эта практика для нас неприемлема, так как возникает слишком много сложностей, да и народ замучается. Потом здесь могут стоять вопросы экономического характера, земельные, пенсионные, трудоустройство.
Киргизия, на мой взгляд, тоже потом дойдет до понимания того, что это не самая удачная идея. Количество штатов при таком подходе, конечно, сократится, но не настолько, чтобы это давало нужный эффект, напротив, возникнут лишь трудности. Например, на уровнях областей работают определенные структуры, допустим, органы ГАИ. Что будет после того, как ликвидируют область, кому они будут подчиняться? Получится, что обычный лейтенант будет подчиняться и отчитываться министру, тогда будет бардак, - считает Ш. Шабдолов.
По мнению лидера компартии, для того чтобы сокращать управленческий штат, необязательно прибегать к таким мерам. Достаточно политической воли для сокращения управленческого штата, полномочия которых на разных уровнях дублируются. Более того, нужно это сделать не только в административных центрах, а в целом - в системе государственной структуры.
- Япония - такая громадная страна, имеет всего лишь 11 министерств, но экономику в основном развивают различные корпорации. То есть, на бюджете страны это не сказывается сильно, но и эффект есть. У нас же много министерств (14. - Прим. автора.), и поэтому нам тоже нужно идти по линии сокращения отдельных структур, особенно органов, которые наделены контрольными функциями, то есть тех, кто обладает таким же правом проводить проверку, что создает определенные трудности в развитии в связи с бюрократическими препятствиями. Эффекта в развитии мы практически не видим. Например, если сравнивать нынешний объем производства с советским периодом, здесь мы даже в сельскохозяйственной сфере достигли лишь 80% 90-го года, в то время, как количество управленцев по сравнению с тем периодом выросло в несколько раз. Нужно сокращать аппарат управления, иначе это может довести до кризиса, какой уже произошел в некоторых странах мира. Громоздкая структура управления, которая плохо решает вопросы, лежит тяжелым грузом на государственном бюджете. Наша чиновничья пирамида гораздо тяжелее пирамида Хеопса. И ни одна экономическая структура не выдержит эту глыбу, - считает Ш.Шабдолов.
Между тем, политолог Абдулгани Мамадазимов, напротив, считает, что ликвидация областных центров может лучше сказаться на развитии городов и районов.
- Я давно изучаю этот вопрос и пришел к выводу, что трехступенчатая структура управления оказалась бы для нас более полезной. Дело в том, что многие функции областных структур дублируются городскими и районными. К тому же зависимость от областных центров порой тормозит развитие городов и районов, поэтому, я считаю, что, ликвидировав области, можно ожидать резкое развитие некоторых городов и районов. Например, если упразднится областная структура Согдийской области, то можно ожидать быстрое развитие Истаравшана, Худжанда и Исфары. Сейчас некоторые программы по развитию отдельных районов, городов, в основном, тормозятся в областном центре, так как у них свои критерии по этому вопросу, где приоритет отдается чаще лишь Худжанду, а остальные города и районы имеют второстепенное значение.
В Хатлоне таким приоритетом обладает город Курган-Тюбе, в ГБАО - Хорог, хотя в этих областях существуют и другие регионы, которые имеют потенциал, но не имеют возможности для самореализации.
Если устранить областные структуры, лишь малая часть их функций может перейти к центру, остальные могут лечь на районные центры. Но эти функции они уже сейчас выполняют, поэтому никаких проблем у них не возникнет. Если это произойдет, то в административном и управленческом плане это даст второе дыхание для развития перспективных городов и районов. Поэтому я бы двумя руками проголосовал «за», - говорит А. Мамадазимов.