Эксклюзивное интервью с первым заместителем председателя правящей Народно-демократической партии Таджикистана.
4 октября на съезде НДПТ Эмомали Рахмон, действующий президент Таджикистана был избран кандидатом на предстоящие выборы. Несмотря на то, что съезд правящей партии был проведен после всех остальных политических партий, действующих в стране, эта организация уже заявила о том, что необходимое количество подписей в поддержку своего кандидата уже собрано. В интервью радио Озоди Сафар Сафаров согласился ответить на вопросы о подготовке к выборам и, в частности, о том, каким образом за кратчайшие сроки НДПТ удалось собрать необходимые 210 тысяч подписей сторонников?
Сафаров: В нашей партии не существует системы единовластия, когда решения принимаются лишь лидером партии. Посовещавшись и обсудив все вопросы, мы решили назначить дату проведения съезда на 4 октября. Мы приступили к подготовке к съезду еще в начале года. К примеру, на съездах других партий участвовало по 50-100 делегатов, у нас же приняло участие 1050 человек. Мы долго обсуждали, кого выдвинуть кандидатом от нашей партии. А сейчас нам говорят, что вы, мол, знали заранее, кого поддержать. В нашей партии существуют самые различные мнения. Такого не бывает, что выбрав одного кандидата сразу выдвигают именно его. Выдвижение кандидата это очень серьезный вопрос. Кроме того, у нас 4000 партийных ячеек, собрать 210 тысяч подписей в поддержку кандидата для нас не сложно. Мы начали работать еще раньше. Но мы ни в коем случае не стали собирать подписи заранее, как сейчас говорят многие. У нас более 200 инициативных групп. Мы лишь дали определённые советы Союзу молодежи и Независимым профсоюзам по поводу сбора подписей в поддержку Рахмона, подсказали, к кому обращаться… Сами уже собрав 212 тысяч подписей передали все документы в ЦКВРТ.
Озоди: Еще год назад НДПТ заявляла о том, что на выборы собирается идти со своим единым кандидатом Эмомали Рахмоном. Однако сам президент до сих пор не дал на этот счет четкого публичного ответа. Каким образом вы получили его согласие на участие в выборах?
Сафаров: Мы никогда не говорили, что наш кандидат – Эмомали Рахмон. Может быть об этом говорили какие-то отдельные личности. Мы получили его согласие до того, как состоялся съезд. Он сказал, что согласен, мы выдвинули его кандидатуру, съезд принял это предложение. В тот же день президент дал нам свое письменно согласие, которые мы затем приложили к другим документам и сдали в ЦКВРТ.
Озоди: Рахматулло Зоиров, лидер социал-демократической партии считает, что Эмомали Рахмон не вправе выставлять свою кандидатуру на выборы, так как он уже находился на этом посту два семилетних срока, а Конституция запрещает приход к власти в третий раз одного и того же человека. Какова позиция вашей партии по этому поводу?
Сафаров: Я считают, что когда человек высказывается по какому-либо поводу, должен взвешивать свои слова. Неправильно сказанные слова могут сыграть злую шутку. Я не имею в виду Зоирова, просто так говорят в народе. Рахматулло Зоиров, как юрист, не должен был так говорить. У нас есть Конституция, Закон о политических партиях, Закон о выборах и ответ на этот вопрос можно найти там. В Конституции, которая принята на всенародном референдуме, говорится о том, что президент может избираться два семилетних срока. Но юрист, зная это, говорит о нарушении законов. Если дело дойдет до суда, что же он там скажет? Нехорошо, уводя внимание общественности на другие вопросы, сеять панику. Мы письменно выразили свое отношение к данным заявлениям Зоирова.
Озоди: Представители НДПТ говорят, что у Эмомали Рахмона не может быть альтернативы. Вы думаете, безальтернативность лидера – это хорошо для нации или плохо?
Сафаров: Члены нашей партии не должны так говорить. Наша партия, как демократическая, так и народная. Эти два принципа не позволяют членам нашей партии так выражаться. Проводить выборы без альтернативы не имеет смысла. Президент говорил в своем послании к парламенту, что выборы должны пройти в свободной, прозрачной и демократической атмосфере. Мы даже выборы руководителей исполкомов в городах и районах проводим на альтернативной основе. Пусть на выборах участвуют известные в обществе люди. Наш народ уже не тот, что был в 1992 году. Сегодня много информации и народ вполне способен отличить черное от белого. Мы не можем никого потянуть в другую сторону. Каждый кандидат хотел бы иметь своего альтернативного кандидата.
Озоди: Готова ли предвыборная программа Эмомали Рахмона или же она будет повторением предыдущих выборов?
Сафаров: Мы создали большую группу из числа ученых, общественников, юристов и активистов партии, и, составив программу, согласовали с нашим кандидатом. Думаю, что мы составили вполне полезную программу, основные пункты которой будут представлены на встрече с избирателями.
Озоди: Была ли претворена в жизнь прежняя президентская программа?
Сафаров: Прежняя программа была полностью реализована. Каждый житель Таджикистана прекрасно знает, в каком транспортном тупике мы находились раньше. Мы вышли из внутреннего транспортного тупика. Но наша энергетическая независимость зависит от строительства Рогунской ГЭС. Посмотрите, как нам со всех сторон препятствуют решать наши внутренние проблемы. Вот этот вопрос остался нерешенным. До сих пор построено более 200 малых ГЭС, Бадахшан добился полной энергетической независимости. В новой программе, в частности, говорится о том, что мы будем стараться использовать все дипломатические методы, в том числе и на международном уровне, чтобы добиться строительства Рогунской ГЭС.
Озоди: До сих пор ни одна международная организация не назвала таджикские выборы свободными, траспарентыми, справедливыми и демократичными. Как, по-вашему, смогут ли нынешние выборы развеять такое мнение?
Сафаров: Как человек, долгое время работавший за рубежом, скажу, что не надо надеяться на международные организации. Недавно я принимал главу ОБСЕ в Таджикистане. Я спросил его, «почему наблюдатели от Шанхайской организации сотрудничества и СНГ признали прозрачность и честность проведенных выборов в Таджикистане, а ОБСЕ написала, что они таковыми не были?». Однако же ОБСЕ выборы в Афганистане назвала прозрачными. Это притом, что в Афганистане, где происходят вооруженные столкновения, выборы не могут проходить прозрачно. Сами посудите.
Озоди: Ойнихол Бобоназарова выдвинута Объединением реформаторских сил в качестве единого кандидата от оппозиции. Наблюдатели уверены, что на самом деле борьба будет проходить именно между этими двумя кандидатами – Рахмоном и Бобоназаровой. Считает ли НДПТ г-жу Бобоназарову своим главным соперником?
Сафаров: Наши соперники не только Ойнихол Бобоназарова, но и все остальные кандидаты тоже. Возможно, г-жу Бобоназарову не знают во всех регионах Таджикистана, но в Душанбе ее знают. Некоторые в беседе с нами вспоминают, что она им преподавала. Раз Бобоназарова была выдвинута кандидатом на выборы, значит она достойная личность. Я лично с ней нехорошо знаком. О ее силе и возможностях можно судить по встречам с избирателями. Вызов принимают отважные.
Барно Кодирдухт, радио Озоди