С чем связано решение НДПТ провести предвыборный съезд за месяц до выборов? Какие факторы придают уверенность партии президента на победу в выборах в ноябре 2013 года?
Центральный исполнительный комитет Народно-демократической партии Таджикистана призвал провести съезд по выдвижению кандидата на выборы президента 2013 года 4 октября. Выборы назначены через месяц, 6 ноября. Однако уже сейчас ясно, что партия власти выступит на выборах с единственным кандидатом – действующим президентом Эмомали Рахмоном, который сохранить главное кресло страны на будущие 7 лет. В случае победы на выборах, время нахождения у власти Рахмона, впервые пришедшего к руководству страной в 1992 году, составит 28 лет.
С чем связано решение партии власти назначить дату проведения съезда в последние дни, дозволенные законом для выдвижения кандидатов? Имеет ли партия власти возможность всего за два дня до 7 октября, последний день сбора подписей в поддержку кандидатов, собрать необходимые 210 тысяч подписей сторонников своего кандидата? Свидетельствует ли это о полной уверенности партии власти в победу своего кандидата на голосовании 6 ноября?
2 сентября эти и другие вопросы Радио Озоди адресовало пресс-секретарю НДПТ Усмону Солеху. По словам Усмона Солеха, согласно законам Таджикистана, 4 октября «еще не поздно» выдвинуть кандидата, у которого будет «целый месяц на предвыборную агитацию».
Усмон Солех подчеркнул, что Народно-демократическая партия Таджикистана уверена в своей победе на выборах и не нуждается в излишней пропаганде. Кроме того, по его словам, кандидат, выдвинутый от этой партии, «будет достаточно известным человеком, признанным в обществе». Вопреки тому, что многие, в том числе и высокопоставленные члены НДПТ, не сомневаются, что и в этот раз кандидатом от партии власти станет сам Эмомали Рахмон, Усмон Солех заявил, что имя выдвиженца станет известно лишь после съезда. У.Солех выразил уверенность в том, что народно-демократическая партия Таджикистана обладает достаточной силой и влиянием, чтобы бросить вызов любому кандидату от оппозиции.
- Наряду с 220 тысячами членов партии, согласно нашим анализам и подсчетам, мы полагаемся на успешный опыт прошлых выборов, когда наш кандидат завоевывал не менее 3 миллионов голосов избирателей. Мы готовы соперничать с любым кандидатом от оппозиции. Лично я пока не вижу сильного соперника, способного бросить вызов кандидату от нашей партии, так как с точки зрения численности сторонников и влияния, которым мы располагаем в обществе, а также с точки зрения программ развития, с которыми идет на выборы, считается прогрессивной силой, отвечающей интересам народа, - заявил он в беседе с радио Озоди.
По словам Усмона Солеха, что же касается численности и влиянии оппозиционных партий в таджикском обществе, «то эта тема даже и не стоит обсуждения». По его словам, представители оппозиции «слишком затянули с определением единого кандидата».
30 августа Таджикский парламент принял решение назначить дату проведения президентских выборов на 6 ноября этого года. В заявлении Центральной избирательной комиссии по выборам и референдумам сообщалось, что для регистрации кандидата, необходима поддержка 210 тысяч человек, чьи подписи должны быть собраны до 7 октября. Вместе с тем, граждане, находящиеся за пределами Таджикистана, не имеют права выдвигать своего кандидата на выборы, равно, как и собирать подписи для поддержки кого-либо из выдвиженцев.
Предстоящие ноябрьские голосования станут шестыми по счету президентскими выборами в Таджикистане после обретения этой страной независимости. Избранный президент сохранит за собой власть сроком до 7 лет. На первых президентских выборах Таджикистана в ноябре 1990 года в Верховном совете - бывшем парламенте страны Кахххор Махкамов был избран президентом тогда еще советской республики.
Однако уже в августе 1991 года он был вынужден оставить пост под возрастающим общественным давлением различных политических сил. В ноябре 1991 года на первых повсеместных президентских выборах в Таджикистане среди 10 кандидатов победу одержал Рахмон Набиев, однако и он был вынужден оставить пост менее чем через год, также под давлением общественности. Следующие выборы, состоявшиеся традиционно в ноябре 1994, 1999 и 2006 года, завершались победой президента Эмомали Рахмона. Ни одно из этих голосований не было признано международным наблюдателями соответствующим международным стандартам демократических и прозрачных выборов.
В апреле этого года, во время посещения штаб-квартиры Евросоюза в Брюсселе, Эмомали Рахмон пообещал провести выборы в свободной и демократической атмосфере. Однако, на взгляд критиков, отказ властей принять к обсуждению в парламенте новый проект реформирования закона о выборах президента, уже говорит о том, что предстоящие выборы будут мало чем отличаться от предыдущих.