И не друг, и не враг, а так...
14.09.2014, 22:29
В сентябре 2013 года состоялась премьера фильма «Враг», вольной экранизации романа «Двойник» португальского писателя Жозе Сарамаго. Мы упорно разбирались в паутине канадского режиссера Дени Вильнёва — в общем, делали то, на что он рассчитывает сподвигнуть каждого зрителя. Кажется, что существует много разных трактовок данной ленты, ведь кино глубокое, философское и загадочное обязывает нас тужиться и, по мере собственных возможностей, интерпретировать увиденное.
Сразу скажу — нет, все не так, как кажется. Во-первых, у фильма есть определенное и единственное объяснение (как и у пауков в нем). Во-вторых, Дени намеренно скрывает суть от зрителя. И в-третьих, он использует столько «бородатых» отсылок и заимствований, чтобы эту самую суть оформить, что кажется, всю режиссерскую работу за него кто-то сделал давным-давно.
В желтом городе Торонто живет бородатый преподаватель истории (Джейк Джилленхол). Его зовут Адам Белл, и он вечно ходит с кислой рожей. Еще читает студентам лекции о принципах диктатуры и цикличности паттернов мировой истории, занимается сексом с подружкой Мэри и страдает бессонницей. Нетрудно догадаться, что у этого зануды есть двойник. Бородатый актер эпизодических ролей во второсортных комедиях по имени... (а назовем его Джейк-2, не будем путать вас) тоже не отличается жизнерадостной улыбкой и вообще выглядит довольно брутальным и вспыльчивым. У него есть беременная жена Хелен, дорогие шмотки и мотоцикл.
Джейк-1 берет в видеопрокате второсортную комедию местного разлива (это нормально для депрессивных преподавателей истории) и, конечно, видит своего двойника в эпизодической роли. Откровенно, такое начало очень интригует и заставляет ждать чего-то мозгорасширительного.
Джейк-1 ищет своего двойника в «гугле» и в актерском агентстве, он буквально становится одержимым, не в силах дать происходящему логического объяснения. У зрителя такой проблемы нет: в голове появляется масса раскладов— от мистических до фантастических в лучших традициях. Зритель гадает, а сюжет тем временем все закручивается и закручивается.
В подсознании начинают всплывать знакомые образы, медленно, но верно закрадывается неприятное подозрение, что режиссер пытается всех надуть. Похожее чувство возникает и у жены Джейка-2, но, в отличие от зрителя, жена начинает понимать все немного раньше.
Наступает решающий момент: двойники тайно встречаются в гостиничном номере, и мы замираем, уверенные, что грядет глобальное откровение, но нет, нам еще сорок минут любоваться неразберихой. Сначала кажется, что ни черта не прояснилось, и эта резинка будет тянуться дальше, но на самом деле все становится на свои места.
Оба Джейка — это один человек. Скука!
Преподаватель Джейк пытается выяснить что-то у своей матери, но та реагирует спокойно, говорит, что он ее единственный сын, и предлагает разобраться в отношениях со своей единственной женщиной. Для нашего психа все становится еще запутаннее, но нам его мама многое объяснила.
Маму играет Изабелла Росселлини — та, что играла загадочную певицу Дороти в «Синем бархате» Линча. Жену Джейка-актера играет Сара Гадон, которая не так давно играла жену еще одного холодного и безнравственного типа в «Космополисе» Кроненберга. Пауками Дени и вовсе как бы намекает, что ничем не хуже Кроненберга.
Позаимствовав и усилив цветокоррекцию «Посылки» Ричарда Келли, Дени решил не останавливаться на достигнутом и дожал творчество Келли открытыми отсылками к «Донни Дарко» (да, Джилленхол в их числе). Но и этого Дени было мало. Он подумал, что не лишним будет впихнуть в фильм таинственный секс-клуб («С широко закрытыми глазами»). Какая разница, Кубрик все равно не отправит ему гневную телеграмму. Напоминание о том, что Вильнёв смотрел «Малхол-ланд Драйв», и классические хичкоковские блондинки тоже присутствуют.
При просмотре возникает устойчивое ощущение, что Дени Вильнёв навязчиво и не всегда умело пытается смешать в одном фильме все лучшее от мастеров мистификации, не понимая, что каждый из них самодостаточен и что, если перегнуть палку, интеллектуальность лопнет, оставив разочарование.
Запрет на разглашение актерами смысла пауков смешон и наводит на мысль, что режиссер несколько переоценивает свои возможности. Пауки символизируют женское начало, боязнь главного героя власти женщин над ним. По сюжету нет ни слова про отца Адама, и напрашивается вывод, что его растила мать — самая большая паучиха, способная подавить его и имеющая над ним власть. Кстати, для этой метафоры в фильме использована точная копия скульптуры Луизы Буржуа «Маман», которая, само собой, находится в Канаде.
Сюжетная обстановка накаляется, когда более нахрапистый Джек вынуждает слабовольного Джека поменяться женщинами на одну ночь и слабовольный, слава богу, все понимает. Оказалось, что он не менялся женщинами и не приходил к незнакомцу, а вернулся домой к своей жене Хелен. Тем временем мы наблюдаем не параллельное действие, а события полугодовой давности: Джейк-2 с любовницей ссорятся и попадают в автокатастрофу. Она умирает, у него остается шрам на животе и серьезная психологическая травма. И то, что это не кульминационный момент сюжета, как ни странно, делает основную мысль «Врага» действительно глубокой, но это скорее заслуга Жозе Сарамаго.
Мораль проста и не нова: от своей сущности не скрыться, а злейшим врагом каждого являются его собственные страхи.
Зачем же Дени понадобилось так путано, нецелесообразно доносить это до зрителя? Желание поддержать иллюзию артхаусности, чтобы в конце концов кто-то купился на эти уловки и назвал его преемником Линча? Или Кубрика. Или Кроненберга. Может, Хичкока? Ну хотя бы Келли!
По материалам сайта smotret-film-online.com
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.