Четыре жителя района Дусти (бывший Джиликуль) просят президента страны Эмомали Рахмона лично вмешаться в дело задержания их сыновей. Они утверждают, что сыновья были задержаны без каких-либо причин и под воздействием пыток дали признания в участии в боевых действиях в Сирии.
В марте этого года сотрудники УБОП МВД Таджикистана задержали 32 жителей района Дусти по обвинению в участии в боевых действиях в Сирии и доставили их в Душанбе. Позднее 24 человека были отпущены, а восьмерых до сих пор содержат в изоляторе.
Махмадулло Махмадаминов, житель района Дусти, 12 июля приехал в редакцию Радио Озоди и сообщил, что его сын Исломиддин на протяжении 4 месяцев содержится в СИЗО №1 города Душанбе. По его словам, сын обвиняется в том, что якобы в июне-августе 2014 воевал в Сирии. «Это откровенная ложь. Мой сын 7 июля 2014 вернулся из России на родину, а 12 августа мы сыграли ему свадьбу», - говорит Махмадаминов.
Мазори Хушаков, другой житель района Дусти, утверждает, что его 28-летний сын Амирджон, отец троих детей, после депортации из России не выезжал за пределы страны. «Уважаемый президент, просим Вас рассмотреть данное дело по справедливости. Мой сын 5 ноября 2014 вернулся из России в Таджикистан на автобусе. Ему запрещен въезд в Россию. В течение 2,5 лет работал на местном рынке арабакешем. Сотрудники 6-го отдела (УБОП – ред.) задержали моего сына и доставили в Душанбе. За что, нам не сообщили», - говорит он.
По словам этих отцов, Дустмурод Алиев, другой задержанный из района Дусти, сообщил родственникам, что под пытками они были вынуждены взять на себя всю вину. Сообщается, что Дустмурод сказал, что «избиения были такими, что даже вы сознались бы во всех смертных грехах, если были бы на моем месте».
Однако Бободжон Халимов, расследующий данное дело, опроверг жалобы на применение пыток к обвиняемым. «У нас есть все доказательства, в том числе от правоохранительных органов России. Никого без причин не задерживают. Никто не был подвергнут пыткам. Или обязательно нужно, чтобы они взорвали бы что-нибудь, как в Турции и тогда их признали бы виновными? Если имели место пытки, почему они не сообщили об этом своему адвокату? Все они давали показания в присутствии адвокатов», - сказал следователь.
Музаффар Юсуфи, начальник специального управления по борьбе с терроризмом Генеральной прокуратуры Таджикистана, также считает безосновательными утверждения жителей Дусти о принудительной даче признательных показаний их сыновей. В телефонной беседе с Радио Озоди он сказал, что «я по отдельности разговаривал с каждым из задержанных, в присутствии адвокатов они признались в содеянном».
По словам Юсуфи, существует масса доказательств участия этих четверых молодых людей в боевых действиях в Сирии. «Данным делом теперь занимается ГКНБ», - сказал он и добавил, что для получения дополнительной информации о задержанных в соответствующие органы России будет направлен официальный запрос и после получения официального ответа дело 8 жителей кишлака Гаровут района Дусти будет направлено для дальнейшего рассмотрения в суд.
В отношении восьмерых жителей района Дусти возбуждено уголовное дело за наёмничество, то есть участие в боевых действиях за рубежом (ст. 401 прим. 1 УК РТ).