Верховный суд Таджикистана отказал в удовлетворении жалобы пострадавшей Зубайды Давлатовой о пересмотре приговора Гиссарского суда в отношении Ахтама Давлатова, виновного в гибели ее дочери Муборак. Чтобы добиться правды, женщина пыталась дойти до президента, но дважды оказывалась за решеткой.
В прошлом году районный суд признал Ахтама Давлатова виновным по статье 212 УК РТ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) и приговорил его к 4 годам лишения свободы и 2 годам лишения права на вождение автомобиля. По словам Зубайды, Ахтам Давлатов отбывает наказание условно. Зубайда Давлатова считает, что ее односельчанин и бывший сват предумышленно наехал на ее дочь, но суд, не разобравшись в деле, вынес слишком мягкий приговор.
«Я все равно буду добиваться справедливости»
Как рассказывает З. Давлатова, при рассмотрении этого дела прокуратура не расследовала всесторонне все обстоятельства и в спешке направила дело в суд, в итоге было принято такое несправедливо мягкое наказание для убийцы ее единственной дочери.
По ее словам, сначала прокуратура работала в правильном направлении, изучая все обстоятельства, опрашивая свидетелей. Они начали находить новые улики и доказательства, которые указывали на умышленно совершенное ДТП с целью убийства. «Вообще-то Ахтам хотел задавить меня, но погибла дочка», - уверена Зубайда.
Однако по неизвестной причине дело было передано другому следователю. «Тут началась спешка, передергивание фактов в пользу виновного, он изменил показания свидетелей – дочерей соседки Оиши Самандаровой, пользуясь тем, что они молодые и плохо говорят на таджикском. На все замысловатые вопросы следователя они кивали головой, а свои показания толком не могли объяснить», - говорит З. Давлатова.
Зубайда несколько раз просила прокурора не отправлять дело в суд, пока все факты не найдут своего подтверждения. «Однако прокуратура передала дело в суд, который вынес приговор фактически в пользу виновного», - отмечает она.
После суда не согласная с его решением Зубайда обратилась в Верховный суд, где ей отказали в удовлетворении ее жалобы. Верховный суд 16 сентября 2015 года оставил в силе решение Гиссарского суда от 25 июля 2015 года по делу Ахтама Давлатова, более того - частично отменил определение суда Гиссара и сократил лишение права на вождение с двух до одного года.
Не согласившись с этим, Зубайда начала в поисках справедливого решения обивать пороги всевозможных инстанций, от Генпрокуратуры до аппарата президента страны. Но везде получила отказ.
Прошлой осенью, услышав, что президент страны посетит Турсунзаде, Зубайда вместе с соседкой Оишой отправилась туда. Они надеялись попасть на встречу с ним и рассказать о своей боли. Однако правоохранительные органы задержали их и закрыли в местном ОВД до завершения поездки главы государства в этот район.
«Там кроме нас была куча других задержанных, - рассказывает Оиша Самандарова. – В основном старики и инвалиды со всех концов Таджикистана». Во дворе ОВД Зубайда из-за переживаний потеряла сознание. Милиционеры вызвали скорую помощь, медики привели ее в чувство. Тогда один из правоохранителей обещал отпустить женщину с условием, что она не будет снова пытаться встретиться с главой государства. Но Зубайда и Оиша были настойчивы. Они сказали, что будут бороться за свои права и хотят донести до президента свою жалобу, к ней обязательно добавится пункт о неправомочных действиях милиции. После таких слов женщин оставили в ОВД и отпустили лишь после завершения встречи президента с населением Турсунзаде.
Второй шанс попасть к президенту появился у Зубайды в конце октября, когда глава государства принял участие в торжествах по случаю празднования 3000-летия Гиссара. Но там опять ее задержали и привели в отделение милиции. «Там со мной обращались очень грубо, но я все равно буду и дальше добиваться справедливости. Я хочу наказания для виновника гибели дочери по статье «Убийство», – говорит Зубайда.
Как это было
В прошлом году мать пятерых детей из кишлака Навабад Шахринавского района Зубайда Давлатова пожаловалась в редакцию «АП» на своего свата и односельчанина Ахтама Давлатова. Она рассказала, что Ахтам в 2014 году сбил машиной ее 18-летнюю дочь Муборак, которая от полученных травм скончалась в больнице.
После ДТП у Зубайды обездвижена одна рука, она стала сильно хромать на левую ногу, по ночам и утрам ее мучают сильные боли по всему телу, вследствие сотрясения мозга до сих пор болит голова.
«Однако виновный до сих пор разъезжает по всему кишлаку на том «уазике», на котором сбил мою дочь», - рассказывала в августе прошлого года Зубайда Давлатова.
«Вместо того чтобы попросить хотя бы извинения по-человечески, он ведет себя нахально по отношению ко мне, а его дети открыто издеваются надо мной на улице, говоря «Чего добилась, бабуля?» Как свидетельствует Зубайда, а также ее соседка Оиша, Ахтам Давлатов хвалится тем, что у него есть связи «вверху» и поэтому никто с ним ничего сделать не может.
12 ноября 2014 года Зубайда вместе с дочерью Муборак возвращалась пешком из районного центра в свой кишлак. Однако по дороге машина, за рулем которой сидел их сват Ахтам Давлатов, сбила их. Дочка погибла на месте, мать пришла в себя в больнице.
Их конфликт берет начало в 2013 году. Младший сын Зубайды Гайбулло был женат на дочери родственника Ахтама Давлатова. Семейная жизнь у них не сложилась. Постоянные конфликты привели к тому, что сваты разругались, и тут случилась трагедия.
Зубайда не согласна с тем, чтобы ее свата, виновного в смерти Муборак, судили только по статье 212 УК РТ - за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Она требует наказать его еще и по статье за умышленное убийство, а также принять меры в связи с продолжающимися с его стороны угрозами в отношении нее и ее семьи.
Между тем сын Зубайды и бывший зять Ахтама, Гайбулло, отказался от предложения своего адвоката требовать с подсудимого возмещения морального ущерба: «Мы не нуждаемся в его деньгах, только требуем справедливости, пусть виновный понесет заслуженное наказание».
В беседе с корреспондентом «АП» старший сын Зубайды Ибодулло Давлатов говорит, что «суд не учел умышленность убийства». Как он отметил, у него имеются доказательства, подтверждающие попытку подкупа свидетелей со стороны Ахтама Давлатова.
Таким образом, суд поставил жирную точку в этом деле – вина Ахтама Давлатова в умышленном убийстве не нашла своего подтверждения. Пострадавшая сторона остается при своем, считая, что суд не учел всех обстоятельств, дав возможность виновному отделаться условным сроком. Но добиться более строгого наказания Зубайда не смогла. Она намерена идти дальше, но вопрос в том, куда?