15 мая на международном круглом столе «Роль Таджикистана в евразийском развитии», прошедшем в РТСУ, экспертам и журналистам была представлена первая версия «Альбома стратегических инвестиционных проектов» для Центральной Азии, сразу же вызвавших интерес. О том, что следует ожидать вслед за этой презентацией, рассказывает инициатор проектов, председатель российского Движения развития Юрий Крупнов.
- Юрий Васильевич, в Вашей пресс-службе мне сообщили, что число публикаций в СМИ России и центральноазиатских странах о круглом столе превысило сотню. С чем связан такой интерес к Вашему визиту в Душанбе?
- Подавляющая часть населения Таджикистана не может представить развитие своей страны без России. Несмотря на все недоразумения, Таджикистан уже 20 лет ждет активной созидательной политики Москвы в Центрально-Азиатском регионе. Вот в этом и весь «секрет». И интерес прессы, разумеется, обращен не только к нашему, проведенному совместно с РТСУ Круглому столу, и уж тем более не к моей скромной персоне, а к тому повороту, который связан с новым президентским сроком Владимира Владимировича Путина. И с его однозначными заявлениями, что и Россия себя без Таджикистана не мыслит и не видит.
В Таджикистане ждут, что Россия теперь резко интенсифицирует своё хозяйственно-экономическое присутствие. В частности, буквально все спрашивают, когда начнёт свою работу Российская Корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии. Поэтому и на Круглом столе, и в неформальных встречах интеллектуалами и отраслевыми специалистами Таджикистана живо обсуждался подготовленная нами первая версия «Альбома стратегических инвестиционных проектов» для Центральной Азии. Нам есть от чего отталкиваться. Очевидно, пришло время вернуться к советским грандиозным и величественным хозяйственным задачам, в новых условиях создать действенный и взаимовыгодный механизм совместного развития наших братских народов.
На следующий день после круглого стола мы с организаторами побывали в Нуреке. Красавица Нурекская ГЭС с самой высокой насыпной плотиной в мире (304 метра!) - это не только уникальный памятник великому Советскому Союзу, но и яркий образец стратегического инвестиционного проекта совместного развития. Без преувеличения, мы стоим на плечах гигантов – наших отцов и дедов, способных создавать рукотворные чудеса света.
- Какие проекты из альбома «Стратегических инвестиционных проектов» для Таджикистана и Центральной Азии Вы считаете наиболее актуальными?
- Все без исключения 14 проектов первой версии Альбома. Более того, в реестре прорабатываемых нами проектов у нас уже порядка 60 и осенью мы представим вторую версию Альбома. Прежде всего, это - масштабная гидроэнергетика, в том числе с изменением структуры потребляемых энергоресурсов. Но в обязательном согласовании с соседними странами - через оригинальный продвигаемый нами механизм водно-энергетического баланса всего региона и новой системы рационального водопользования с созданием Международного водного консорциума Центральной Азии.
Ключом к использованию уникальных гидроэнергетических ресурсов Таджикистана могло бы стать строительство Даштиджумской ГЭС на реке Пяндж как основы каскада ГЭС на реках Пяндж и Амударья на пограничном участке между Таджикистаном и Афганистаном.
Железная дорога к Туркмении и к Каспию – половина проекта по обеспечению новой логистики для Таджикистана и региона. Вдобавок новый путь на север к Киргизии, - скорее всего, с использованием технологий струнного транспорта. Это даст транспортно-логистический суверенитет Таджикистану – что может быть важнее этого?
Или переход Республики Таджикистан на собственные глинозёмы для алюминиевой промышленности? И другие совместные предприятия в горнодобывающей сфере. Они чрезвычайно актуальны.
Но не менее важно и создание «витаминного моста» - системы поставок фруктов и овощей на север. Этот проект, также как и возрождения уникального центрально-азиатского шелководства, вероятно, на бытовом уровне не выглядит так впечатляюще, как транспортные или энергетические проекты. Но по значимости и количеству новых рабочих мест они вполне сопоставимы.
И, конечно же, – образование и наука. Как правильно было замечено Георгием Вадимовичем Кошлаковым, профессором РТСУ и экс-вице-премьером правительства Таджикистана, создание мощнейшего республиканского комплекса профобразования является главным мегапроектом, поскольку без интеллекта и компетенций новая индустриализация невозможна. То же самое касается и науки.
Для самой России критически необходимо выйти на систему стратегического планирования и перевести работу правительства на инициирование и реализацию стратегически инвестиционных проектов. Иначе мы так и не научимся создавать что-либо стоящее, мирового уровня. Я уже упоминал великую Нурекскую ГЭС. Её проектировало более 100 научно-исследовательских институтов по всему СССР. Вот к такому уровню стратегического планирования и разработок мы и должны вернуться – но в принципиально иных условиях и с новыми механизмами и форматами сотрудничества.
- Вне всяких сомнений, подобные проекты станут прочной базой евразийского развития. Какова здесь роль Таджикистана?
- Эта роль – ведущая. Успехи в реализации стратегических инвестиционных проектов в Республике Таджикистан создадут универсальную модель для новой индустриализации на всём постсоветском пространстве. Знаете, каждый раз, когда я бываю на «окраинах» бывшего СССР, я вижу в новых государствах уникальный потенциал для совместно организуемого евразийского развития. И очевидно, что только в теснейшем равноправном сотрудничестве мы вместе в состоянии поднять наши страны и выводить их в режим развития.
Убежден, что у Таджикистана имеются все основания в теснейшем партнёрстве с Россией стать по аналогии с азиатскими тиграми евразийским львом. Этот концепт, считаю, надо брать на вооружение и реализовывать. У наших государств - сильные волевые лидеры. И это даёт важнейший ресурс для нашего совместного развития. Полагаю, пришло время перестать прятаться за псевдодипломатией и вместе плотно заняться стратегической реальной экономикой.
- Презентация Вашего проекта переброски по водоводам части стока сибирских рек в страны низовий Амударьи и Сырдарьи совпала с очередной волной интереса экспертов и общественности к этому проекту. Насколько он реален?
- На 100 %. Даже гигантский объём финансирования (более 5 миллиардов долларов) по факту является подъемным по сравнению с колоссальным выигрышем для экономик государств региона и бесценным вкладом в обеспечение водного мира в Центральной Азии. Более того, строительство водопровода даст мощный стимул для развития производства труб, базальтового производства, а также для организации рационального, в т.ч. и капельного и капиллярного орошения в регионе и на юге России. Подчеркну, этот проект во всех отношениях абсолютно противоположен «повороту рек», распиаренному Сергеем Залыгиным на излёте Советского Союза
- Комментируя Ваше выступление на Круглом столе в Душанбе 15 мая, кое-кто выразил сомнение по поводу того, что в Таджикистан придут крупные российские инвестиции…
- Инвестиции приходят туда, где есть реальные проекты и соответствующие проектные команды. Поэтому надо не мечтать о нафантазированных чемоданах с деньгами, а интенсивно включиться в разработку стратегических инвестиционных проектов. И форсировано готовить кадры – своего рода проектно-инвестиционный спецназ. Кстати, несколько озадачивает слабая активность таджикских министерств и ведомств в рассмотрении представляемых нами проектов. Ведь абсолютно ясно, что движение к инвестициям должно быть двусторонним…
- А каким Вы видите механизм поступления инвестиций?
- Главный механизм – Российская Корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии.
- Интересно, а как воспринимается идея инвестирования в России? Ведь лишних денег ни у кого нет…
- В настоящее время в рамках реализации первых доктринальных указов президента России от 7 мая прошлого года происходит серьезное обновление политики Москвы в Центральной Азии. И, несмотря на то, что инерция старых подходов в элитах сильна, наш подход сегодня находит понимание и поддержку в российских коридорах власти. Ведь стратегические инвестиции – это особые деньги. Они не тратные, а обеспечивающие создание взаимовыгодных хозяйственных систем деятельности. Насколько я знаю, президент Путин не просто поддерживает создание Российской Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, но и внимательно наблюдает за качеством работы правительства по созданию Корпорации. Показательно также и то, что на следующий день после нашего Круглого стола, 16 мая, проект Корпорации был одобрен на расширенном заседании Комитета по делам СНГ Государственной Думы Российской Федерации.
Думаю, удивляться такой поддержке не стоит. Нашим государствам пришла пора создавать новую постсоветскую хозяйственную базу через новую индустриализацию. К тому же речь идёт о нашей общей цивилизационной судьбе, о достойном будущем наших братских народов.