Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) опубликовал доклад «Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства», в котором в качестве примера рассмотрены варианты взаимодействия ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП) с Таджикистаном, Арменией, Молдовой.
В исследование, в частности, говорится, что Таджикистан на данный момент активно сотрудничает с крупными компаниями стран-членов ТС и ЕЭП, и особенно с компаниями из России. Среди наиболее заметных корпораций, имеющих свои интересы в Таджикистане, выделяют ОАО «Газпром», которое еще в 2003 году заключило с правительством Таджикистана договор о стратегическом сотрудничестве на 25 лет. Отмечается, что позднее, в 2006 и 2008 годах, были подписаны Меморандум о намерениях по созданию совместного российско-таджикистанского предприятия и Соглашение о принципах проведения геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях Таджикистана. В результате данных соглашений «Газпром» получил поисково-разведочные разрешения для работы на площадках Саргазон, Ренган, Сарикамыш и Западный Шохамбары. За 2009–2011 годы было вложено 1.5 млрд. рублей. Также идут переговоры о получении лицензий на разработку перспективных участков на севере Таджикистана. Данное сотрудничество можно назвать успешным, так как в 2012 году ОАО «Газпром» подало заявку на оформление контракта на недропользование площадки Западный Шохамбары.
В докладе подчеркивается, что кроме заинтересованности в энергоресурсах, российский бизнес испытывает большой интерес к одной из наиболее перспективных и развитых отраслей таджикской экономики - производству. «Уже сейчас России принадлежат активы в крупнейших ГЭС Таджикистана. Крупнейшим проектом можно назвать строительство Сангтудинской ГЭС российской компанией ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в которое было вложено с 2005 года примерно 16 млрд. рублей. Также в октябре 2012 года во время официального визита в Таджикистан президент России Владимир Путин заявил, что Россия будет сотрудничать в строительстве ГЭС средней и малой мощности на внутренних реках Таджикистана. Наиболее важным проектом для Таджикистана является Рогунская ГЭС, строительство которой, кроме экономической выгоды, также связано с рисками в отношениях с Узбекистаном», - отмечают эксперты ЦИИ ЕАБР.
Кроме того, в докладе говорится, что также Россия инвестирует в цветную металлургию Таджикистана и в оптовую и розничную торговлю.
Свои интересы в Таджикистане, по словам составителей доклада, имеет и бизнес Казахстана. «Казахстанские инвестиции в Таджикистан составляют более $100 млн. и размещаются по большей части в горнорудной промышленности и энергетике, - отмечают они. - В июле 2012 года Таджикистан начал экспортировать электроэнергию в Казахстан через Кыргызстан. Если учитывать тот факт, что сейчас Таджикистан не имеет общих границ со странами-членами ТС и ЕЭП, то вступление туда Кыргызстана положительно сказалось бы на объемах взаимной торговли».
По мнению аналитиков ЦИИ ЕАБР, дальнейшая интеграция со странами-членами ТС и с Россией в частности, в рамках вступления Таджикистана в ТС и ЕЭП, может привести как к расширению присутствия ОАО «Газпром» или ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», так и к росту экспорта промышленного оборудования из стран-членов ТС для успешной модернизации таджикской промышленности. «Сближение может улучшить и трудовое законодательство, - подчеркивают аналитики. - С учетом того факта, что ежегодные переводы из России в Таджикистан составляют примерно 42% ВВП, упрощение получения разрешения на работу для мигрантов может стать решающим фактором, который повлияет на вхождение Таджикистана в ТС. Кроме того, вхождение в ТС может быть выгодным и с точки зрения сотрудничества в этой сфере с Казахстаном, так как количество таджикских рабочих там уже достигло 100 тыс. и продолжает расти. Также сотрудничество в рамках ТС и ЕЭП может способствовать снятию запрета Роспотребнадзора на ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции из Таджикистана».
Более того, в докладе говорится, что сотрудничество со странами-членами ТС и ЕЭП может благотворно сказаться на таджикском бизнесе, гарантируя приток капитала в страну. «В рамках создания Международного финансового центра в Москве, фирмы Таджикистана смогут в перспективе начать привлекать капитал через размещение акций и долговых инструментов на российском рынке. Упрощение регистрации компаний в рамках сближения Таджикистана с ТС будет первым шагом в этом направлении», - отмечается в исследовании.
По всей видимости, считают аналитики ЦИИ ЕАБР, для Таджикистана, который в перспективе хотел бы присоединиться к ТС и ЕЭП, подошли бы элементы модели взаимодействия ЕС с балканскими странами с постепенным сближением норм законодательства и внутренними реформами на пути к полному присоединению.