Из-за вспышки коронавируса более 80-90% сотрудников авиакомпании «Таджик Эйр» были отправлены в неоплачиваемый отпуск.
Об этом 27 июля на пресс-конференции сказал директор авиакомпании Дилшод Исматуллозода.
При этом он отметил, что некоторые из них были вызваны на работу после организации чартерных рейсов.
О том, выплачивалась ли сотрудникам компенсация или оклад за время простоя, на пресс-конференции не говорили.
Напомним, что из-за пандемии коронавируса и отсутствия авиасообщения в вынужденный отпуск с марта были отправлены 70-80% сотрудников Международного аэропорта Душанбе, аэропортов Худжанда, Куляба, Бохтара и Хорога, а также авиакомпаний.
И тогда многие жаловались на то, что «они остались без средств на существование». А правозащитники сказали, что работники должны получить свой оклад согласно штатному расписанию в случае вынужденного простоя и отправки работника в отпуск по инициативе работодателя.
«Согласно ст.33 Трудового Кодекса РТ "если организация испытывает трудности производственного, экономического, технологического или организационного характера, работодатель по согласованию с представителями работников может временно приостановить работу отдельных подразделений без проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников.
Временная приостановка организации считается простоем не по вине работника и, при невозможности перевода работника на другую работу, оплачивается в размере его тарифной ставки (оклада). Запрещается временная приостановка работы без оплаты простоя, если у работодателя нет возможности для перевода работников на другую работу», - говорил «Азия-Плюс» руководитель юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев.
Вместе с тем, по словам Одинаева, по согласованию с работником, его можно отправить в отпуск без сохранения заработной платы или с частичным сохранением заработной платы согласно части 1, статьи 117 Трудового кодекса РТ.
«Однако часть 2 данной статьи устанавливает ограничения минимального размера заработной платы во время такого отпуска полным размером заработной платы работника, что, на мой взгляд, противоречит первой части. В первой части говорится о "с частичным сохранением заработной платы", а часть 2 ст. 117 ТК РТ гласит "Размер сохраняемой заработной платы в таких случаях определяется по договоренности между работодателем и работниками и он не может быть ниже размера заработной платы работника», - разъяснил эксперт.
Таким образом, по мнению юриста, можно сделать вывод, что если инициатором приостановки работы является работодатель, то он может отправить сотрудников в отпуск, но с сохранением заработной платы или же с их согласия без сохранения заработной платы.
«В случае, если объявляется чрезвычайная ситуация, то это является форс-мажорным обстоятельством и тут уже работодатель будет освобожден от оплаты заработных плат. Убытки и ущерб граждан во время чрезвычайных ситуаций возмещаются из специальных счетов/фонда непредвиденных расходов правительства РТ», - резюмировал Навруз Одинаев.