Нацбанк Таджикистана сообщил о внедрении с 1 сентября национальной системы для работы с операторами и участниками рынка. Регулятор уведомил о своем решении российские и международные системы денежных переводов.
С 1 сентября банки Таджикистана не смогут взаимодействовать с системами переводов напрямую, а исключительно через национальную систему. Системы переводов должны будут открыть в НБТ корсчета и смогут осуществлять переводы только при наличии на них средств.
В письменном ответе Радио Озоди НБТ заявил, что основная цель новой системы является «поддержание стабильности банковской системы Таджикистана в сфере оборота денег, снижением операционных рисков и издержек, AML и прозрачностью операций, искоренением спекулятивных манипуляций на рынке денежных переводов».
В Нацбанке уточнили, что объем средств, который должны поддерживать участники национальной системы по денежным переводам, рассчитывается самими участниками в зависимости от объема переводов.
Российская газета «Коммерсантъ» 19 августа сообщила, что в связи с инициативой Нацбанка Таджикистана Национальная платежная ассоциация (НПА) направила в ЦБ РФ и министру финансов, первому вице-премьеру Антону Силуанову обращение, в котором говорится о введении фактического запрета прямого доступа платежных систем на финансовый рынок Таджикистана и противоречии нормам ФЗ «О национальной платежной системе».
По словам исполнительного директора НПА Марии Михайловой, в предложенном НБТ варианте он становится расчетным центром для российских систем денежных переводов, а им никак не может быть иностранная структура. «То есть, работая по новым правилам НБТ, российские системы нарушат российское законодательство. При этом возможности НБТ в распоряжении размещенными у него средствами не ограничены и возвратность их не гарантирована». Более того, с переходом на предложенную НБТ систему исчезнут все многолетние наработки рынка, что приведет к удорожанию переводов для потребителей, заключает она. Сейчас комиссия за перевод составляет 0,5–1% от суммы перевода», - цитирует «Коммерсантъ» одного из руководителей НПА.
В апреле 2018 года Нацбанк Таджикистана ужесточил правила работы местных банков с российскими системами денежных переводов. Регулятор предложил несколько вариантов работы с переводами:
- разместить в местном банке-партнере обеспечительный депозит, покрывающий среднедневной оборот,
- застраховать переводы у таджикского страховщика,
- иметь рейтинг не ниже уровня ВВВ от агентств большой тройки либо гарантию от банка с таким рейтингом.
Решение было принято после того, как Центробанк России отозвал лицензию у системы денежных переводов "Лидер". Из-за отзыва лицензии у "Лидера", в Таджикистане были прекращены операции по денежным переводам через данную систему, сообщили в пресс-службе Национального банка Таджикистана.
Международные финансовые институты неоднократно заявляли, что экономика Таджикистана, в том числе, банковская система страны зависят от объема денежных переводов мигрантов.
По официальным данным, в трудовой миграции в России находятся более 1 миллиона граждан Таджикистана. Центральный банк России недавно сообщил, что в Таджикистан в первом квартале 2019-го переведено $462 млн. В аналогичном периоде прошлого года эти переводы составляли $487 млн. В 2018 году в Таджикистан из России было переведено $2,5 млрд.