Но в Агентстве по борьбе с коррупцией не стали называть имена чиновников, которых уже допросили.
В рамках расследования, возбужденного в середине октября прошлого года уголовного дела в отношении учредителя топливозаправочной компании «Умед-88» Раджабали Одинаева и директора компании Идибека Ибрагимова, допрашиваются чиновники из Минфина Таджикистана.
Об этом сегодня, отвечая на вопрос «АП», заявил заместитель главы антикоррупционного ведомства республики Илёс Идрисзода.
По его словам, в ходе расследования проведены и еще планируется проведение нескольких ревизий в соответствующих подразделениях Минфина.
Он не стал называть имена чиновников, которых допрашивали в антикоррупционном ведомстве.
Между тем, первый заместитель главы антикоррупционного ведомства Таджикистана Абдукарим Зарифзода по данному поводу на вопрос «АП» ответил, что на сегодняшний день не представляется возможным выпустить из-под стражи арестованных Одинаева и Ибрагимова.
«Они были обязаны вернуть Минфину полученный кредит в размере 171 млн. сомони еще в конце 2015 года, но этого не сделали вплоть до сегодняшнего дня», - отметил Зарифзода.
Он подчеркнул, что на сегодняшний день 69 объектов, принадлежащих компании «Умед-88», выставлены на продажу.
«Арестованные руководители «Умед-88», находясь под стражей, и их родственники могут вернуть государству полученный кредит в размере 171 млн. сомони, им никто не препятствует», - заключил Зарифзода.
Дело расследуется уже 4 месяца
Руководство компании «Умед-88» были задержаны в октябре 2017 года. Они подозреваются в злоупотреблении служебными полномочиями, незаконном получение кредита и хищении средств полученного государственного кредита в особо крупном размере.
Как сообщалось, в мае 2015 года ОАО «Рогунская ГЭС», Министерство финансов и ООО «Умед-88 подписали трехстороннее кредитное соглашение, в котором «Рогунская ГЭС» выступала в качестве кредитора, а Минфин и «Умед-88» - заемщиками.
Подписанный документ предполагал предоставление компании «Умед-88» 171 миллиона сомони «для развития агропромышленного комплекса в РТ посредством обеспечения аграрных хозяйств дизельным топливом». Заемщики должны были вернуть предоставленные средства не позднее 31 декабря 2015 года.
Также отмечалось, что воспользовавшись своими служебными полномочиями, вопреки интересам государства, с грубым нарушением требований кредитного соглашения руководство «Умед-88» занимались «нецелевым использованием» полученных средств. В частности, более 74 миллионов сомони в мае-июне 2015 года направляются на погашение задолженностей компании перед ГСБ «Амонатбанк» и ОАО «Таджиксодиротбанк».
Таким образом, в отношении Раджабали Одинаева и Идибека Ибрагимова и других ответственных лиц возбуждено уголовное дело по статьям 246, часть 3, пункт «б» (хищение средств, выданных в качестве кредита в особо крупном размере), 264, часть 2 (незаконное получение кредита) и 295, часть 2 (злоупотребление служебными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) УК РТ.
Руководство компании «Умед-88» было задержано еще 14 октября, сразу после критики со стороны президента Таджикистана Эмомали Рахмона в ходе его встречи с таджикскими предпринимателями.
Президент тогда заявил, что «министерством финансов из госбюджета разными непонятными способами были предоставлены компании «Умед-88» средства в размере 170 миллионов сомони». И эти средства ООО «Умед – 88» уже в течение почти 4 лет не может вернуть государству, заявил тогда президент.
Средства, по словам Эмомали Рахмона, компания получила по ставке 18% (для сравнения: средневзвешенная ставка по кредитам в национальной валюте составляет 30,46%).
Глава государства назвал такие действия сотрудников Минфина «безответственными», отметив, что по предоставлению этих средств «нет сведений». Он поручил привлечь к ответственности виновных.
На следующий день после заявления главы государства со всех автозаправочных станций «Умед-88» сняли вывески с названием компании.
Отдавали деньги, зная, что не вернут?
Между тем, как отмечают специалисты, документы такого уровня (трехстороннее кредитное соглашение) подписываются исключительно первыми лицами госорганов, учреждений и организаций.
Министром финансов в мае 2015 года, когда выдавался этот кредит, работал недавнов снятый со своей должности Абдусалом Курбониён, а гендиректором ОАО «Рогунская ГЭС» был Хайрулло Сафаров (он является директором и сейчас).
Также по словам экспертов, предоставляя такую крупную сумму, руководители Минфина и ОАО «Рогунская ГЭС» не могли не знать, что в условиях острой нехватки финансов в стране компания за такой короткий срок (семь месяцев) не сможет вернуть средства.
Более того, частная компания никак не могла заставить государственные структуры предоставить ей такую крупную сумму. А значит, незаконно полученный госкредит был и незаконно выданным.
Отметим, к слову, что, по некоторым данным, указание подписать данный кредит дал премьер-министр страны Кохир Расулзода. Три месяца назад мы отправили запрос в правительство, чтобы получить подтверждение или опровержение этого, но так и не получили ответа.
...Компания «Умед-88» в течение более 20 лет занималась поставкой и розничной реализацией нефтепродуктов в Таджикистане. В основном компания импортировала бензин и дизельное топливо из России и Казахстана, которые впоследствии поступали на принадлежавшие ей сети автозаправок - более 70 АЗС по всей республике.
До прошлого года «Умед-88», наряду с компаниями «Газпромнефть-Таджикистан», «Таджик Петролиум» и «Аурум Спика», находилась в реестре хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на топливном рынке страны.
Теперь «Умед-88» исключена из этого списка в связи со снижением ее доли на рынке.