На этой неделе российские эксперты планируют презентовать в Душанбе собственный «план Маршалла» по подъему экономики Таджикистана.
В начале июня в газете «Азия-Плюс» была опубликована статья российского обозревателя Андрея Захватова «Таджикистан. Взгляд из России». В ней автор делал прогноз о том, что, в свой третий президентский срок Владимир Путин значительное внимание уделит Центральной Азии и созданию Евразийского Союза. Судя по последним событиям, это предположение оправдывается. Накануне ожидаемого в начале октября визита Путина в Душанбе мы обратились к А. Захватову за новыми комментариями.
- Андрей Васильевич, как бы Вы охарактеризовали в целом сегодняшнее состояние отношений России и Таджикистана?
- В области политики – отношения нормальные и стабильные. Таджикистан по-прежнему, стратегический союзник и полноправный партнер России. Никаких принципиальных разногласий у члена ОДКБ Таджикистана с Российской Федерацией в вопросах военно-технического сотрудничества и охраны внешних границ СНГ – тоже нет. Что же касается торгово-экономических отношений, то последние 3 – 4 года я бы назвал периодом стабильного развития, но нереализованных возможностей. На мой взгляд, и в России, и в Таджикистане за последние годы, прошло то же самое, о чем говорится в известном афоризме – «Имею желание купить автомобиль, но не имею возможности. Имею возможность купить ишака, но не имею желания». Финансово-экономический кризис 2008 – 2011 годов и необходимость жесткой экономии нарушили многие планы в обеих странах. Но из кризиса Россия и Таджикистан вышли, набравшись опыта антикризисных мер. Поэтому, несмотря на возможную вторую волну глобального кризиса, перспективы развития отношений России и Таджикистана в области экономики я оцениваю как хорошие. Особенно для экономики Таджикистана.
- Откуда такая уверенность?
- Несмотря на большую разницу с Россией в численности населения и в территории, темпы развития экономики в Таджикистане, по моей оценке, будут выше российских. Но многое будет зависеть от людей, кто развивает экономику. Давайте смоделируем ситуацию в экономике, - как раз именно об этом мы однажды говорили с начальником Управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Таджикистана Давлатали Назриевым. Вот какой пример он привел. Бизнесмен приватизировал действующее предприятие и стал его владельцем. Работников уволил, станки продал, а помещения сдал в аренду под офисы. В его карман идут деньги за аренду, пусть не очень много, но на жизнь хватает – дом построить, хороший автомобиль купить, на заграничный курорт поехать. И в этом случае – думать не надо, как развивать предприятие, потому что свои личные проблемы решаются. Этот бизнесмен совершенно далек от мысли, на какие деньги живут уволенные им работники, ставшие безработными. И ему абсолютно безразлично, какие социально-экономические проблемы испытывает его республика. Много ума для такого «бизнеса» иметь не надо, но такой человек называет себя бизнесменом, и на официальных мероприятиях старается встать поближе к президенту. В этом случае человек думает только о себе. И его «бизнес» правильнее было бы называть по-другому – паразитический.
- А как, по-вашему, действует настоящий бизнес?
- Расскажу другой пример, не я его придумал, - этот пример классический, этому учат на первых курсах экономических ВУЗов. Взял человек маленький кредит, купил апельсины. Выжал их руками, продал сок. Сделал это несколько раз, - на заработанные деньги купил станок, - теперь он выжимает сок. Принял на работу людей, организовал работу в три смены, продает сок и расширяет производство. Он и сам встал на ноги, и людям дал работу, и деньги в бюджет платит. Именно так, с маленьких денег, благодаря разумному их использованию, многие люди и компании достигают больших успехов. К чему я об этом говорю? Эффективность использования ресурсов зависит, в первую очередь, не от их объема, а от разумного использования. Способных к успешному бизнесу людей в Таджикистане хватает, но вот кредитных ресурсов под нормальные проценты и внешних инвесторов – в республике крайне мало.
- Вы говорите об этом, имея в виду, что Россия могла бы увеличить инвестиционные вложения в Таджикистан?
- Да, именно это я и имел в виду. После развала СССР между странами СНГ нарушились многие экономические связи, появились такие проблемы? решить которые в рамках СНГ стало невозможно. Именно для решения этих проблем, для ускоренного и эффективного развития экономик стран СНГ, президент России Владимир Путин заявил о создании Евразийского Союза. Таможенный Союз, уже работает, и показывает эффективность.
- Так почему бы России не пригласить в Таможенный Союз страны СНГ, пока еще не вошедшие в него, в частности Таджикистан?
- Вхождение Таджикистана в Таможенный Союз повлечет за собой ряд изменений на внутреннем рынке государства. И для эффективного управления этими изменениями нужно четко представлять себе, что будет происходить и почему. Именно для этого, для обмена мнениями о перспективах вступления в Таможенный Союз в конце сентября в Душанбе состоится Круглый стол «Таможенный союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции», организуемый Фондом развития «Институт Евразийских Исследований» совместно с Центром стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан.
- Вы планируете принять участие в этом мероприятии?
- Надеюсь, что да. Предварительное приглашение я уже получил.
- Скажите, а верно ли то, что сейчас в России идет разработка проектов подъема экономики Таджикистана? Или это только слухи?
- Это не слухи. Эта серьезная работа, которая уже развернута по нескольким направлениям. Проекты развития экономики Таджикистана, с которыми выступает известный российский политик Юрий Крупнов, в российских экспертных кругах уже называют «Планом Крупнова». Помните известный «План Маршалла» для Западной Европы? Благодаря этому плану удалось быстро и эффективно поднять разрушенную второй мировой войной экономику европейских стран. Таджикистан тоже пережил трудное время гражданской войны 90-х годов, и нуждается в восстановлении своей экономики и вторичной индустриализации. Я знаком с проектами, входящими в «План Крупнова», и полагаю, что они окажут такое же позитивное влияние на развитие Таджикистана, какое оказал «План Маршалла» на западноевропейские страны.
- А Вы может рассказать об этих проектах?
- Презентацию «Плана Крупнова» мне было бы не этично делать - у этого плана есть автор. Юрий Васильевич также планирует принять участие в Круглом столе. Думаю, что на пресс-конференции в Душанбе вопросы о «Плане Крупнова» ему будут заданы.
- Интересно, а есть ли уже какая-то информация о том, какие изменения в экономике Таджикистана могут произойти после очередного визита в республику российского президента и его встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном?
- Отвечу примерно так же, что и на предыдущий вопрос - лучше всех на него вопрос ответит сам президент России. Владимир Путин человек, достаточно открытый для прессы. Одно могу сказать с уверенностью – я довольно много общаюсь с коллегами, экспертами и с таджикскими дипломатами. И знаю, что к взаимовыгодному сотрудничеству Таджикистан готов. И что в Таджикистане возлагают на эту встречу большие надежды.