Приграничный рынок «Рузвай»: на перекрестке времен
21.10.2016, 15:27
Когда-то в Таджикистане действовали три приграничных рынка, но из-за угрозы нападения талибов с афганской стороной теперь торгует только Дарваз. "АП" со своим партнером - "Открытая Азия Онлайн" побывали на этом пограничном рынке.
Десять лет тому назад, в октябре 2006 года, в Ишкашимском районе был сдан в эксплуатацию третий по счету мост через пограничную реку Пяндж, соединяющий Таджикистан с Афганистаном. В общей сложности правительство республики с помощью Фонда Ага Хана построило шесть таких мостов. Перед тремя из них были разбиты приграничные рынки, они находились на территории Ишкашима, Тема и Рузвая.
Рынки работали здесь традиционно по субботам. Однако после сообщений о том, что талибы приближаются к таджикской границе, базары в Ишкашиме и в Хороге закрылись, и сейчас осталась лишь одна ниточка для общения родственников с таджикской и афганской стороны – рынок «Рузвай» в Дарвазе.
Разведка не подвела
Почему же сохранился этот рынок? Вероятно, потому, что вокруг него - что с афганской стороны, что с таджикской - живет много народа: на каждом берегу реки по три села.
Перед тем как попасть на рынок, афганские граждане и их товары проходят три проверки – пограничную, таможенную и Агентства по контролю за наркотиками. Внутри же базара что таджикские, что афганские граждане находятся под пристальным надсмотром своих же силовиков. Выхаживая вдоль немногочисленных рядов, они строго блюдут, кабы чего не вышло. Кстати, забегая вперед, скажем: таки вышло…
Мы находились на рынке инкогнито, правильнее будет сказать – не как журналисты, а как обычные, хотя, конечно, и явно выбивающиеся из местного контингента, покупатели. Мы долго наматывали круги по базару и даже что-то покупали, прежде чем заговорить с людьми. Нас запугали разговорами о том, что на этом базаре «работают» чекисты, которые могут нас просто прогнать. За что - не суть важно, главное мы не могли себе этого позволить, раз уж добрались в такую даль.
Мост через речку Пяндж
Тихо переговорив с местными и афганцами, мы исподтишка сделали несколько кадров и тут… И тут на базар буквально ввалилась толпа китайских туристов. Эти чувствуют себя как дома - везде. И сейчас почти у каждого из них в руках был огроменный фотоаппарат, они щелкали без разбору, шумно и быстро переговариваясь. Такая пестрая компания (без зазрения совести снимающая приграничный (!) рынок) не могла не привлечь «людей в черном». Они быстренько окружили их и велели тут же стереть все фотографии. Китайцы приуныли, но просьбу выполнили.
Вот так, мы сначала позавидовали китайцам и их профессиональным камерам, а потом не без ехидства подумали: а мы-то правильно все сделали, втихаря, но наверняка…
Начиная с масла и заканчивая одеждой
Но вернемся к базару. Рынок работает только по субботам и традиционно открывается в 9 утра. После двух тут уже никого нет.
Продают здесь в основном фрукты: яблоки, гранаты, виноград. Есть кое-какая нехитрая одежда, платки, обувь – резиновая. Это наши местные продают афганцам, а те, в свою очередь, снабжают таджиков всевозможными товарами ручного изготовления. Тут и украшения для женщин и бусы от сглаза для детей, сурьма (самый ходовой товар) и посуда - казаны, скалки и прочая утварь.
Афганцы и таджики, покупатели и продавцы, хорошо знакомы друг с другом - встречаясь, они здороваются, спрашивают о здоровье детей. Речь афганцев совершенно идентична той, на которой говорят в таджикском Дарвазе. Если не обращать внимания на афганские наряды гостей, то их и не отличишь: лица у них тоже совершенно обычные для Таджикистана. Правда, как выглядят их женщины – неизвестно, они приходят сюда в темно-голубых паранджах (бурках). Впрочем, торгуются на базаре почище любой таджички.
У входа - обменный пункт, где можно поменять афганскую валюту на сомони.
Афганка покупает товары на таджикские сомони
Большинство покупателей из Афганистана приходят на этот рынок, потому что другого просто нет.
Например, 63-летний афганский преподаватель Абдулрахим здесь каждую неделю.
- У меня зарплата 10 тысяч афгани, это чуть больше тысячи сомони, - говорит он.
Когда мы встретились, он покупал платок для своей супруги.
- У меня одна-единственная жена, не для нее, так на кого я еще буду тратить деньги? - говорит он. – Сюда я прихожу, потому что это самый близкий рынок для нас. Нам легче дождаться субботы, чем ехать в долину, чтобы купить продукты.
На этом базаре Абдулрахим покупает все - начиная от масла и заканчивая одеждой.
Рынки в Хороге и Ишкашиме закрыли из-за талибов
Зулайхо, таджикская торговка, рассказывает, что цены на рынке низкие еще и потому, что товары здесь продаются далеко не новые.
- У афганцев денег нет, поэтому мы торгуем секонд-хендом, - говорит она, но тут же добавляет: – Нет, этот платок для жены учителя - совершенно новый. Тридцать сомони!
Преподаватель Абдулрахим выбирает платок для своей жены.
А вот афганский предприниматель Бобур зарабатывает на рынке по-другому: он скупает товары на «Рузвае» и потом продает его на афганских рынках.
- Я покупаю чаще фрукты и овощи, - говорит он. – Например, здесь яблоки и гранаты стоят 5-6 сомони за килограмм. На нашей же территории фрукты не выращивают вовсе. И у нас их охотно покупают, несмотря на то что цены сравнительно высокие.
Бобура радует, что на границе продукты не облагаются таможенной пошлиной.
- Если, конечно, товар не завозится грузовиками, - отмечает он. - На мосту нас проверяют, но что завозим, что вывозим товар - с нас копейки не берут, - делится предприниматель.
По словам Бобура, сейчас наступил сезон покупок. Все готовятся к зиме, набирают фрукты и овощи.
- Как и в Рузвае, так и у нас на рынке все буквально разлетается. Подождите до 11 часов - фруктов на рынке совсем не останется. Так и у нас: когда отвозим товар в наш Дарваз, за сутки практически все скупают, - говорит он.
И на самом деле, уже к 12 часам практически все фрукты были раскуплены.
Другой афганский предприниматель, который почему-то не захотел называть своего имени, привозит из Афганистана деревянные изделия.
- Я приехал в афганский Бадахшан из Кабула и товары тоже везу оттуда, - рассказывает он. – Как только обосновался на новом месте, открыл в Дарвазе несколько магазинов. Сейчас и так людей немало, но зимой, когда народу дома делать нечего, базар полон торговцев и покупателей. Кто-то приходит просто поглазеть.
На заработки бизнесмен не жалуется, «на жизнь хватает».
Афганский казан для плова. Если неправильно его использовать, то казан, говорят, может взорваться
- Главное, нам дали шанс реализоваться, - говорит он.
Ему очень жаль, что закрылись рынки в Хороге и Ишкашиме.
- На самих границах талибов практически нет, однако, пока ты доберешься до рынков в Хороге и Ишкашиме, по дороге несколько раз можешь с ними столкнуться, - объясняет он причину закрытия этих базаров.
- Это очень плохо, что население тех приграничных сел не может добраться до рынка. Это помогло бы им улучшить свое собственное благосостояние, а также познакомиться с гражданами Таджикистана. Это странно, вроде бы смотришь по ту сторону речки - и можешь детально разглядеть, узнавать лица. Однако возможности подойти ближе у тебя нет, - сокрушается Бобур.
Сегодня мосты через Пяндж на территории Ишкашима и Тема работают лишь как пункты пограничного перехода.
«Родственных чувств уже практически не осталось»
Для граждан Афганистана Таджикистан считается островом свободы, мира и стабильности. У них уже не осталось надежды, что в стране когда-либо наступит мир. При первой же возможности жители пытаются покинуть страну.
Особым предметом гордости для них становится возможность хоть раз побывать в Душанбе.
- Мы бывали в Душанбе вместе с семьей. Душанбе - красивый город, там тихо, люди добрые. Вы счастливые, что живете в столице. Когда у нас будет возможность, мы обязательно вновь посетим Душанбе, - рассказывали нам граждане Афганистана.
Жители афганского Дарваза закупают птицу
К слову, на берегах Пянджа по всей протяженности границы живут родственники. До сих пор они знают, кто где живет, однако сходить друг к другу в гости уже не могут.
Когда в 90-х годах в Таджикистане шла война, на границе чувствовалось послабление, родственники начали друг к другу ходить, но с началом 2000-х годов связи прервались.
Построенные рынки стали местом, где они вновь могли увидеться, поговорить.
Сегодня теплых родственных чувств уже практически не осталось…
- Сами подумайте, родственные узы держатся, если ты можешь поехать к родственнику домой, иметь общие интересы, быт. Мы же встречаемся один раз в неделю на несколько часов, не знаем, в какой ситуации мы, а в какой ситуации они. Только в мыслях представляем, что за холмом дом двоюродного брата, и все, - говорит житель Дарваза.
Некоторые из них, к их собственному сожалению, чаще сами не хотят рассказывать про свою афганскую родню.
- Сейчас жизнь такая, многих жителей Афганистана связывают с террористами, поэтому и отношение такое, - признаются они.
…Ну а мы уезжали из Дарваза все же с легким сердцем. Мы побывали в одном из самых красивых и самобытных мест нашей страны, увидели приграничную жизнь как она есть, и, кстати, совсем скоро мы опубликуем для вас специальную фотоленту отсюда, уж очень нам здесь понравилось.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.