Ситуацию с пошлинами на российские нефтепродукты Таджикистан может кардинально решить, войдя в Единое экономическое пространство (ЕЭП), считает руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Михаил Демиденко.
Однако, как отметил в интервью «АП» М. Демиденко, говорить о реальных планах вступления можно будет только после вступления Кыргызстана, когда Таджикистан выйдет к границам ЕЭП.
По его мнение, вхождение в данное интеграционное образование обеспечит расширение рынка, который наиболее обеспечен природными ресурсами и достаточно перспективен с точки зрения инвестиционного потенциала. «Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции и новые технологии, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Это, конечно же, усилит потенциал и конкурентоспособность национальной экономики Таджикистана», - считает он.
Эксперт ЕАБР отметил, что после того, как страны ЕЭП в полной мере реализуют потенциал интеграционного объединения, остальные страны - торговые партнеры, оставшиеся за его пределами, неизбежно будут испытывать некоторые трудности, связанные с переориентацией друг на друга экономических связей стран, входящих в группировку. «Это может привести к сокращению торговли экономик, оказавшихся за пределами интеграции», - пояснил он.
Между тем, М. Демиденко полагает, что экспортные пошлины на нефть и газ в России после вступления в ВТО будут заморожены, и по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, а часть ликвидирована. Россия официально стала членом ВТО на прошлой неделе, 22 августа.
Напомним, Таджикистан уже третий год безуспешно ведет переговоры с Россией относительно отмены таможенных пошлин на поставку нефтепродуктов в республику.
С 1995 году поставки российских нефтепродуктов в Таджикистан осуществлялись без взимания таможенных пошлин на основании соответствующих Протоколов к Межправительственным соглашениям о создании в СНГ зоны свободной торговли. Однако с 1 мая 2010 года были введены таможенные пошлины на поставку российских нефтепродуктов в Таджикистан. В итоге в стране значительно выросли цены на нефтепродукты. Следовательно, республика стала сокращать импорт нефтепродуктов из России, переориентируюсь постепенно на рынки других стран, в первую очередь Туркменистана и Казахстана.
По данным Минэкономразвития и торговли РТ, доля российских нефтепродуктов в общем объеме импорта ГСМ в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась почти на 30% - с 90% от общего объема до 62%.
По мнению министр экономического развития и торговли Таджикистана Шарифа Рахимзода, не стоит особо сожалеть о том, что Таджикистан не получает беспошлинное российское топливо.
«Мы должны стремиться к тому, чтобы не быть зависимыми от отдельной страны, то есть в данном случае от России, - сказал в конце июля этого года Ш. Рахимзода на пресс-конференции в Душанбе. - Мы диверсифицируем рынок поставки нефтепродуктов. Цены у нас держаться стабильными. Кроме того, республика снижает импорт российского бензина, повышая объемы ввоза сжиженного газа из Казахстана».
Более того, как отметил тогда Ш. Рахимзода, через месяц по всей вероятности Россия уже станет полноправным членом ВТО и, соответственно, будет осуществлять внешнеторговые отношения исходя из правил этой организации.