В начале сентября президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект ратификации соглашения о создании единого финансового рынка между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. О том, что собой будет представлять это нововведение и нуждается ли в нем Таджикистан, мы спросили у таджикских экспертов.
ИТАК, что собой представляет инициатива Кремля? Российские политики предлагают разрешить прямой допуск банков-резидентов стран СНГ на внутренние валютные рынки друг друга. Чтобы они могли проводить межбанковские конверсионные операции на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены национальным коммерческим банкам. По мнению авторов законопроекта, это будет способствовать расширению использования национальных валют при осуществлении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг. Кроме того, будут созданы условия, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют, возникнет необходимость проводить согласованную валютную политику, что даст дополнительные возможности для развития экономического сотрудничества между нашими странами, повысит интеграционные процессы и вообще улучшит макроэкономическую ситуацию в регионе.
Вот такие возможности видят в этом законопроекте российские чиновники. Естественно, никакой речи о создании единой валюты в этом законопроекте нет.
Таджикские эксперты считают, что это направление Россия выбрала исходя из желания отказа от доллара, а также в стремлении соответствовать тактике Китая.
«Пожалуй, в отношении снижения значимости доллара не только в нашем регионе, но и в мире, большее значение имеет энергетический контракт на сумму порядка $400 млрд, который Россия и Китай подписали в мае этого года и в котором оговорено, что расчеты будут производиться только в национальных валютах. Похоже, что президент России новым законопроектом просто хочет распространить это начинание на страны СНГ», - объясняет экономист Одил САИДЗОДА.
По его словам, сегодня Китай является самым активным борцом с дедолларизацией в своей стране. Так, кроме контракта с Россией, КНР заключила аналогичное соглашение с Южной Кореей.
«Причем это не исключительная прихоть Китая, в 2010 году о необходимости отказа от доллара как от единственной резервной валюты говорилось даже в докладе ООН», - отмечает эксперт.
Кроме того, экономист напоминает, что в рамках ЕАЭС страны уже обсуждали возможность перехода на национальные валюты. Согласно договоренностям между странами - участницами этого альянса переход на взаиморасчеты в национальных валютах должен произойти к 2025 году.
Между тем другой таджикский эксперт - Икром ДОДХУДОЕВ - считает, что российский законопроект о создании единого финансового рынка на пространстве СНГ близок по смыслу к инициативе Национального банка Таджикистана (НБТ), которая также направлена на снижение значимости доллара в нашей стране.
«Недавно НБТ привлек китайский кредит в $500 млн, чтобы наладить банковскую систему, которая предполагает, что наши предприниматели, которые ввозят в республику китайскую продукцию, смогут оставлять свои средства в сомони здесь и по установленному курсу получать в Китае юани. Эта система очень похожа на ту, которую предлагает В.Путин», - отмечает эксперт.
По его мнению, в Таджикистане - в стране, где все крупные сделки проводятся в американской валюте и, по сути, долларов в обращении больше, чем сомони - переход на расчет в нацвалютах сможет немного смягчить долларизацию.
«Но наладить систему расчетов в национальной валюте - достаточно сложное дело с технической точки зрения, оборот разных валют вызовет затруднения в банках», - отмечает он.
Кроме того, эксперт уверен, что больших выгод Таджикистан от единого финансового рынка на пространстве СНГ не получит, т.к. импорт в нашей стране в несколько раз превышает экспорт, а от перехода на расчеты в национальной валюте, как правило, выигрывают страны-экспортеры.
Впрочем, в начале 2014 года, когда в Астане на заседании Совета глав правительств государств - членов ШОС прозвучало предложение отказаться от доллара, наш экономический обозреватель Дмитрий ВЕРХОТУРОВ отмечал, что переход на расчеты в национальной валюте для Таджикистана несет большие перспективы. Отказ от доллара в рамках ШОС, по мнению эксперта, как минимум мог бы привести к сбалансированию торговли с Россией и устранению из нее колебаний, связанных с курсом рубля по отношению к доллару.
«Если все оставить так, как есть, то колебания курса рубля к доллару будут наносить существенный урон таджикской экономике, обесценивать денежные переводы трудовых мигрантов и бить бумерангом как по всей внешней торговле, так и вообще по всему экономическому состоянию республики», - отмечал тогда Д. Верхотуров.