Налоговый комитет направил письмо банкам страны о закрытии счетов сотовой компании «Вавилон-мобайл». Сама же компания обвиняет комитет в превышении полномочий и в фальсификации цен. «АП» попыталась выяснить подробности данного дела…
Ситуация, связанная с сотовым оператором «Вавилон-мобайл», вызвала достаточно большой резонанс. Данная тема стала одной из ключевых даже в рамках заседания Общественного совета при президенте РТ, которое прошло на прошлой неделе и на котором председатель правления Ассоциации малого и среднего бизнеса Матлюба Ульджабаева затронула данную проблему.
«Получается, что те люди, которые используют недостоверную информацию, «подставляют» главу государства, так как проходит очень много неточностей в его Послании парламенту. Президент говорит одно, а часть правительства и его экономический блок делают ровным счетом наоборот. Дело компаний «Вавилон-мобайл» - яркое тому подтверждение», - считает Ульджабаева.
В ходе обсуждения также было заявлено, что долг компании по налогам в размере 300 млн сомони поставил национальную компанию под угрозу банкротства.
Эта тема также была поднята журналистами на пресс-конференции председателя Налогового комитета в начале года. Глава комитета Нусратулло Давлатзода назвал эту компанию в числе должников, заявив, что «Вавилон-мобайл» должна выплатить в бюджет страны 341,4 млн сомони. Хотя в самой компании уверены, что до окончания судебного разбирательства объявлять их должниками не имели права.
Налоги на цены, которых не было?
Генеральный директор компании Бехзод Файзуллаев сообщил в интервью «АП», что компанию обвинили в том, что они неправильно установили тарифы на услугу «МобиПакет». И что компания бесплатно оказывала услуги своим абонентам, хотя в коммерческой структуре бесплатно ничего не бывает, так как абонент ежемесячно вносит абонентскую плату за услугу.
- Нам сообщили, что мы неправильно согласовали цены с антимонопольной службой, что цены на эту услугу якобы должны были быть в два раза выше. А если бы они были выше, то мы бы выплатили налоги вот на такую сумму, с учетом набежавших процентов и штрафов. Поэтому якобы теперь мы должны выплатить 341 млн сомони. Проще говоря, Налоговый комитет заявляет, если бы наши тарифы за эти три года были бы не 1 сомони, а 2 сомони, то сумма налогов составила бы столько-то, но так как мы этого не сделали, мы в любом случае должны выплатить налоги, а еще сверх того штрафы и пеню. Мы работаем на рынке страны более 10 лет, все наши цены согласованы с антимонопольной службой, почему-то у них нет претензий насчет устанавливаемых цен на услуги, а у Налогового комитета есть, не превышает ли комитет свои полномочия? Зачем тогда нам нужна Антимонопольная служба, если цены указывает Налоговый комитет? Кроме того, на рынке сотовых услуг у нас тарифы не самые дешевые и тем более не бесплатные, как говорит комитет, - отметил Б. Файзуллаев.
В компании добавляют, что сотовый оператор исправно платил налоги каждый год, и с 2011 по 2013 год в бюджет страны было выплачено налогов на сумму 406,9 млн сомони. Эти выплаты осуществлены только по налогам, не считая лицензионных сборов, таможенных пошлин, оплату за нумерацию, оплату за частотный спектр и т.д.
- Сколько лет надо, чтоб научить медведя ездить на велосипеде? Мы, получается, тупые медведи - столько лет работаем на рынке и не знаем законы нашей страны, не знаем свою работу, - с сарказмом добавляет Бехзод Файзуллаев.
Необоснованное письмо банкам страны
Налоговый комитет Таджикистана на прошлой неделе направил банкам страны письма с требованием закрыть счета «Вавилон-мобайл» и перевести с них 341 млн сомони долга этой компании в пользу Налогового комитета.
Юридический отдел «Вавилон-мобайл» сообщил, что данное письмо не имеет никакой правовой основы, этим письмом Комитет еще раз показал свою предвзятость, при этом нарушив законодательство. Так как сначала должно было быть направлено уведомление, но так как судебное разбирательством между компанией и комитетом еще не окончено, не может быть направлено даже уведомление.
Сейчас тема о споре «Вавилон-мобайл» с Налоговым комитетом остается одной из ключевых в бизнес-сообществе Таджикистана. Наивно полагать что компания, проработавшая на рынке телекоммуникационных услуг более 10 лет, как вдруг оказалось, «не знала» обо всех подводных камнях и течениях налоговой системы Таджикистана.
Возникает много вопросов, ведь компания в состоянии оплатить работу самых высококвалифицированных специалистов в области права, налогообложения и аудита. Неужели все финансовые специалисты компании не знали о возможных налоговых проблемах? По версии Налогового комитета так оно и получается... И это ставит под удар специалистов не только этой компании, но и налоговых органов, которые все это время вели работу с компанией. Неужели, получая ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные отчеты компании, налоговые органы могли не заметить какие-либо нарушения? Почему потребовалось поднять заново документы трехлетней давности, чтобы найти какие-то «ошибки» в отчетах, которые были уже получены, проверены и заверены налоговой службой? В чем причина такого «рвения»?
Куда пойдут миллионы компании?
Экономический обозреватель Нур Сафаров выдвинул несколько возможных причин сложившейся ситуации. Первый и самый практичный. Налоговый комитет имеет право удерживать часть средств, поступающих от штрафов и пени, для развития своей службы. В случае с «Вавилон-мобайл» сумма, на которую претендует Налоговый комитет, исчисляется миллионами долларов США. И эти деньги пойдут не в бюджет страны, а на выплаты налоговой службе. И выиграть эту тяжбу - уже дело престижа.
Второй вариант. Идет жесткая игра между сотовыми операторами в Таджикистане, и, вполне возможно, уход или списание одного из игроков с рынка даст возможность другим компаниям занять его место, очень быстро и при небольших операционных расходах. И здесь мы говорим о нескольких миллионах клиентов сотовой компании «Вавилон-мобайл».
Третий вариант. Рейдерский захват. Кому-то приглянулась компания, и, используя административные ресурсы, этот «кто-то» собирается ее сначала обанкротить, а затем купить за небольшую сумму.
Четвертый вариант. Во время пресс-конференции председатель Налогового комитета в полушутливом, полусерьезном тоне заметил, что «ведь это российская компания, зарегистрированная за пределами Таджикистана», намекая на то, что это «не таджикская» компания. В принципе, любая компания имеет право продать часть своей доли любому инвестору внутри страны и за рубежом, и в этом нет ничего противозаконного. Бизнес не имеет границ.
Пятый вариант. Идет внутренняя борьба бизнес-кланов. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы создать бизнес в Таджикистане, нужны связи. Для такого сектора, как телеком, нужны очень серьезные связи и в правительстве, и в парламенте, и в силовых структурах. Ведь просто так лицензию на связь первому попавшемуся не дадут. Возможно, «Вавилон-мобайл» - это всего лишь вершина того айсберга противоречий, которые накопились за годы ее деятельности и которые теперь решаются на фоне процесса между Налоговым комитетом и компанией.
Не первые «бои» Налогового комитета
Эксперты уверены, что «бои» Налогового комитета начались после того, как было принято решение, что Налоговый комитет Таджикистана имеет право направить 50% суммы штрафов, изъятых у частных предпринимателей и компаний, на внутренние расходы своего ведомства.
«С 1 января 2015 года для стимулирования работников и развития материально-технической базы Налогового комитета при правительстве РТ и Таможенной службы при правительстве РТ 50 процентов средств от общей суммы сокрытых (заниженных) налогов (за исключением социального налога), выявленных в ходе контрольной деятельности, и процентов и штрафов по ним направляются Налоговому комитету при правительстве РТ и 50 процентов средств таможенных сборов направляются Таможенной службе при правительстве РТ», - указывают эксперты.
Они считают, что эта мера стала причиной того, что при наложении штрафов берут верх личные интересы. Некоторые бизнесмены уверены, что налоговые инспекторы становятся заинтересованными в повышении уровня штрафов, так как затем часть этой суммы переходит на покрытие нужд самого ведомства.
Экономический обозреватель Нур Сафаров считает, что в любом случае ситуация с огромными задолженностями, которые выставляет Налоговый комитет не только этой компании, но и многим другим, говорит о том, что инвестиционный климат в Таджикистане является сложным, нестабильным, непрозрачным и непредсказуемым и говорить о привлечении реальных инвестиций в страну, а не кредитов под государственные гарантии, будет сложно еще в течение ближайших нескольких лет, если ситуация с налогообложением и реальным привлечением частных инвестиций не будет пересмотрена в пользу предсказуемости и определенных правил игры.
- Если натиск на компанию продолжится и данный вопрос не найдет своего решения в рамках судов в Таджикистане, есть уверенность, что Таджикистан понесет потери в плане привлечения иностранных инвестиций, что чревато серьезным ударом по таджикской экономике, - добавляет Н. Сафаров.
В момент выхода газеты письмо, направленное в комитет с просьбой разъяснить ситуация вокруг компании, осталось без ответа. Надеемся в следующем номере читатели «АП» получат разъяснения самого Налогового комитета.