Иранские депутаты призывают таджикские власти оказать содействие в конфискации имущества задержанного иранского предпринимателя Бабака Занджани. Однако представители холдинга Kont group Tajikistan, с деятельностью которого связывают имя иранского миллиардера, утверждают, что у Занджани нет капитала в Таджикистане. Международные эксперты уверены, что без оглашения официальных результатов следствия в самом Иране доказать причастность Занджани к имуществу в Таджикистане или любой другой стране будет невозможно.
Имущество Занджани найдет новых хозяев
БАБАК Занджани - известный иранский бизнесмен, чей капитал оценивается, по некоторым данным, в $13,8 млрд, был арестован 31 декабря 2013 года в Иране.
Бизнес Занджани включает в себя 65 компаний в Иране, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Малайзии и Таджикистане. Эти компании работают в различных отраслях промышленности, таких как косметика, продукты питания, нефть и авиация. На официальном сайте холдинга представлены компании, которые в основном зарегистрированы в ОАЭ и Турции.
Предприниматель, который в свое время был близок к администрации бывшего президента ИРА Махмуда Ахмадинежада, был обвинен в прошлом году в неуплате долгов перед министерством нефти своей страны и помещен в известную тегеранскую тюрьму «Эвин».
По сообщению иранских СМИ, в начале этой недели депутат парламента Ирана Юсуфиён Мулло, который одновременно является парламентским представителем в Иранском агентстве по борьбе с коррупцией, призвал власти Таджикистана сотрудничать в деле конфискации имущества Занджани. По его словам, если власти не будут торопиться возвращать свои средства, то в худшем случае заграничное имущество Занджани найдет новых хозяев через местных чиновников.
Юсуфиён Мулло также отметил, что расследование дела Бабака Занджани хорошо продвигается: «Нет нужды в привлечении к делу самого Занджани. У нас есть экономические советники в Таджикистане и Малайзии и других странах, где находится имущество Бабака Занджани», - заявил иранский депутат.
Акции проданы, но санкции остались
МЕЖДУ тем в начале нынешнего года в одном из интервью бывший пресс-секретарь Kont group Tajikistan Далер Абдулло заявил: «В самом начале деятельности этого холдинга Бабак Занджани действительно вложил средства в объеме более 1 миллиарда 250 миллионов сомони, и мы этого не отрицаем». Но затем, по словам Далера Абдулло, весь бизнес был продан другому владельцу.
Как сообщили «АП» в холдинге, иранский бизнесмен продал все таджикские компании, и сегодня стопроцентным акционером холдинга является турецкая компания Kont Kosmetic ve Dis Ticaret Limited Sirketi. Таким образом, отметили представители холдинга, ни сам Kont group Tajikistan, ни его структуры никакого отношения к Занджани не имеют.
Тем не менее, по данным официального сайта Sorinet Group, владельцем которого является Занджани, таджикский холдинг так и не выписан из его состава. Также вызывает сомнение и то, что Казначейство США до сих пор не сняло свои санкции с компаний, входящих в состав таджикского холдинга. Санкции на все компании Бабака Занджани, включая компании, входящие в Kont group Tajikistan, были наложены Казначейством США (U.S. Department of the Treasury) еще в апреле 2013 года.
Замглавы Казначейства по вопросам терроризма и финансовой разведки Дэвид Кохен тогда заявил, что Иран прибегает к криминальным методам отмывания денег, совершает сделки и финансовые операции через подставных лиц.
Как сообщала «АП», в списке компаний Занджани, на которые наложены санкции, также числился Kont Investment Bank, с указанием его душанбинского месторасположения. Данный банк владеет 100% капитала компании Asian Express Airline, которой, в свою очередь, принадлежит весь пакет акций Душанбинского автовокзала (Asian Express Terminal).
В ответ на принятые санкции Национальный банк Таджикистана ограничил деятельность Kont Bank Investment. В частности, с 28 марта текущего года согласно постановлению управления Нацбанка иностранный банк ограничивается в открытии филиалов и участии в подписании соглашений с клиентами кредитных организаций.
Также, согласно требованиям законодательства Таджикистана, Национальный банк поручил всем кредитным организациям до тех пор, пока Kont Bank не будет исключен из санкционного списка США, приостановить сотрудничество и взаиморасчеты с этим банком.
Эксперт: Занджани могут казнить
АХМАД Асгари, пресс-секретарь посольства Ирана в Таджикистане, в интервью «АП» заявил, что слова депутата Юсуфиёна Мулло могут быть восприняты официально только в том случае, если правительство Ирана официально обратится с подобной просьбой в МИД Таджикистана, а также направит письмо в посольство самого Ирана в РТ. «Пока это только обсуждения в парламенте, и это заявление не имеет никакого официального значения. Мы так же, как и вы, узнали об этом заявлении депутата через СМИ», - отметил Асгари.
По его словам, каким бы ни был результат расследования по делу Занджани, он никак не скажется на взаимоотношениях Таджикистана и Ирана. По его словам, сотрудничество двух стран находится на высоком уровне и «не следует принимать всерьез такие заявления».
На сайте радио «Озоди» отмечается, что Иран и Таджикистан имеют развитые экономические и культурные связи и традиционно добрые отношения двух стран, скорее всего, не позволят силовым структурам Ирана обличать Таджикистан по поводу имущества Занджани, если, конечно, сам Занджани не выдаст своих «напарников» в Таджикистане. Но генеральная прокуратура Ирана не раз заявляла, что Занджани не хочет сотрудничать со следствием и не предоставляет информацию.
Иранский правовед, проживающий в США, Мехрангез Кор, которую цитирует радио «Озоди», не доверяет заявлению генеральной прокуратуры Ирана, потому что иранские следственные органы, если захотят, «выбьют» из заключенного любые показания.
- Так как Занджани для них с точки зрения безопасности является особенным обвиняемым, отношение к нему у них осторожное. Если секреты этих денег станут достоянием гласности, то последствия взрыва этой «бомбы» могут задеть некоторых высокопоставленных чиновников в правительстве Ирана. Поэтому Занджани со своим поведением думает не только о своей судьбе и знает, что за ним стоят сильные личности. Поэтому он до сих пор не потерял надежду, что именно эти покровители смогут вызволить его из тюрьмы, - считает эксперт.
Однако эксперт отмечает, что прежние «напарники» Занджани могут пожертвовать им, считая его лишь исполнителем, выполнившим свою роль, с ликвидацией которого они избегут наказания. Мехрангез Кор говорит, есть вероятность того, что Занджани могут казнить, чтобы те имена остались в тайне.
«Если генеральная прокуратура Ирана не обнародует результаты своего расследования, о том, что Бабак Занджани перевел свои сбережения в Таджикистан или Турцию, никто в этих странах, даже Интерпол, не сможет обвинить кого-либо в «сотрудничестве» с Занджани и потребовать вернуть это имущество в Иран. Так как средства Занджани в Таджикистане записаны не на граждан Ирана, следственные органы Ирана без доказательств не смогут обвинить граждан другого государства в «сотрудничестве» с Занджани», - пишет «Озоди».
Эксперты уверены: доказать, что в Таджикистане на самом деле есть имущество Занджани, без оглашения результатов иранского следствия невозможно. Но не исключено, что для того, чтобы не нарушить спокойствие в самом Иране и не дискредитировать дружественную им страну, тайна инвестиций иранского миллиардера в Таджикистане так и не будет разглашена.