Таджикистан превращается в могильник старых авто. Депутаты поднимают вопрос о загрязнении воздуха и необходимости введения запрета на ввоз старых иномарок. Но только ли в импорте старых автомашин дело?
Сейчас в республике более полумиллиона автомобилей. Ввоз транспортных средств составляет большую часть статьи импорта Таджикистана. 86% из импортируемых автомобилей - германских марок, набольшую долю среди которых составляет Opel. Большинство автомобилей этой марки сняты с производства уже 10 лет назад.
Шоди ШАБДОЛОВ, лидер Компартии и депутат парламента, говорит, что нужно ввести ценз на импорт старых авто, так как они загрязняют атмосферу.
- Не надо быть специалистом или экспертом, чтобы понять глубину проблемы ввоза старых автомобилей в республику, достаточно взглянуть на наши дороги, какие машины по ним ездят и какие от них выбросы дыма в атмосферу, - говорит Шабдолдов. - Таджикистану необходимо полностью запретить ввоз в страну старых автомобилей, которые оказывают убийственное воздействие на окружающую среду, создают повышенную опасность для граждан. Такой подход с недавних времен практикуется в некоторых странах постсоветского пространства, например в России.
Депутат считает, что повышение таможенных пошлин на ввоз старых автомобилей в реалиях современного мира для Таджикистана не является путем выхода из проблемы.
Однако Исмоил ШУХИЕВ, начальник Управления организации таможенного контроля Таможенного комитета РТ, говорит, что при запрете на импорт старых авто цены на машины значительно повысятся.
- Машины больше приходят 1993 – 2000 гг. выпуска, - говорит И. Шухиев. - Если запретят выпуски до 2000 года, то покупка станет не по карману более бедным слоям населения. Стоимость новых машин на первичном рынке, может, не изменится, но здесь на рынке они подорожают. Спрос на рынке будет больше, а возможности ввоза меньше. Бизнесмен вместо десяти машин по $1000 сможет привозить три по $3000.
Предприниматель, занимающийся автобизнесом, соглашается с таможенником, уточняя, что «по цене 10 старых авто равняются двум новым».
- Я привожу по 10 машин, которые покупаю в Литве по цене от $2 тыс. до $5 тыс., - говорит предприниматель Сафар (имя изменено). - Они 1997–2006 годов выпуска. Растаможка очень дорогая. Мы привозили Honda CR-V 2001 года. Купили за $4100, на растаможку ушло $2400. Если будет введен запрет на ввоз таких автомашин, тогда за сумму, на которую я раньше привозил 10 машин, я смогу привезти только две машины. Кроме этого, еще встанет вопрос о том, как и в какие сроки я смогу их тут продать.
Диловар Расулов, владелец Opel Astra 1998 года выпуска. Это последний выпуск данной модели. Расулов купил автомобиль за $5,5 тыс.
- Мои возможности позволили купить только это старое авто, - говорит он. – Вообще, новые машины лучше – экономичнее и экологичнее. На старые и запчасти трудно найти. Но не все могут позволить себе новые. Сейчас 50-60% машин на дорогах - старые. Думаю, в последнее время парк обновляется, приходит много машин 2006 года и более позднего выпуска. Растаможка машин старше 2000-го очень дорогая, поэтому их стали завозить меньше. И скоро такие машины, как моя, пойдут на металлолом.
Кто проверит и как?
ОСНОВНЫЕ претензии к старым авто – выбросы. Норма выбросов CO2 автомашинами на дизельном топливе составляет 16%, на бензине – 3%.
Проверка показателей выбросов машины делается специальным устройством. В Душанбе только один пост имеет возможность проверить показатели. По результатам проверки водитель может получить экологический талон на три месяца. В случае если показатели будут выше, водителя могут отправить привести машину в соответствие с нормами. Однако многие водители никогда не видели устройства проверки выбросов. Как правило, талоны продлевают прямо на постах или в «экологии» ГАИ (Отдел милиции по экологическим вопросам), заплатив около 10 сомони.
Однако в отделе милиции по экологии говорят, что сотрудники Госавтоинспекции не должны выдавать талон без проверки.
- ГАИ не имеет права на месте, без аппарата и без проверки выдавать талон. Сотрудники ГАИ должны проверить машину и составить акт, - говорит начальник отдела милиции по экологическим вопросам Садриддин Толибов.
Между тем водители и автолюбители говорят, что проблема не в старых авто как таковых, а в контролирующих органах и механизмах.
- Старые европейские машины 96–97 годов в тысячи раз лучше российских 2014 года выпуска, - утверждает торговец авто Сафар. – Любая из европейских машин проходит стандарт Евро-3, машины 98-го выпуска, которые мы привозим, запросто проходят Евро-4 в Германии. На них приклеены четыре экологических наклейки. Думаю, этих депутатов нужно отправить в Германию, если они еще там не были. Там все ездят на Opel 96–97 годов. Я был в Европе и видел: любая из машин, которые мы видим здесь, используется и там. Европейцы продают свои машины не из-за Евро-2, Евро-3. Они просто продают старые, чтобы купить новые.
Вся проблема в работе контролирующих транспорт органах, - считает Сафар. - Что загрязняет атмосферу? Выбросы могут происходить, когда машина выходит из строя, когда машина не имеет катализатора. Сверхвысокое загрязнение бывает также из-за плохого горючего. Если ответственный орган будет контролировать это, все будет в норме. Вы просто спросите любого водителя: кто-то когда-нибудь проверял, какой выброс у его машины? Во-первых, никто не проверяет; во-вторых, имеющиеся у ГАИ аппараты - советские, ими нельзя проверять инжекторные двигатели.
Между тем сейчас Диловар Расулов продает свой Opel 1998 года выпуска, чтобы вернуть кредит банку. На оставшиеся деньги он хочет купить другое авто, и наверняка за такую сумму авто будет далеко не новым.
– Ведь без машины тоже никак, - говорит он. - Все дела уже повязаны с машиной.