Компания «Вавилон-Мобайл» подала в суд на высокопоставленного сотрудника Налогового Комитета, обвинив его в нарушении статьи НК РТ о налоговой тайне.
Компания «Вавилон-Мобайл» считает, что начальник юридического управления Карим Партоев обнародовал детали расследования до окончания процесса. В заявлении компании, поданной Генеральной прокуратуре Таджикистана, Партоев обвиняется в нарушении статей 90 и 93 Налогового Кодекса Таджикистана, где речь идет об обязанностях налоговых органов и налоговой тайне. «Вавилон-Мобайл» уверена, что до окончания расследования представитель Налогового Комитета должен был сохранять тайну следствия.
Об этом радио Озоди сообщил Холикназар Джумаев, пресс-секретарь компании «Вавилон-мобайл». Он заявил, что здесь надеются на объективное расследование.
21 июля этого года на пресс-конференции в Душанбе председатель Налогового Комитета Таджикистана Нусратулло Давлатзода заявил, что компания «Вавилон-Мобайл» должна выплатить в бюджет страны 341 миллион сомони и назвал ее в числе должников. Два дня спустя компания опровергла это заявление и заявила, что Налоговый Комитет не имел права до окончания судебного разбирательства объявлять компанию должником, что бьет по репутации организации. Кроме того, руководство компании подчеркнуло, что глава фискального органа действовал в нарушении законодательства страны.
«Вавилон-мобайл» считает, что проверка деятельности компании за период с 1 января 2011 года по январь 2013 года сотрудниками Налогового Комитета Таджикистана противоречит законам. Здесь утверждают, что компания за этот период выплатила прямых и косвенных налогов на сумму 19 миллионов 289 тысяч 644 сомони.
31 июля в ответ на письмо председателя Ассоциации мобильных операторов Таджикистана Гафура Иркаева глава Налогового Комитета Таджикистана Нусратулло Давлатзода заявил, что его обращение по поводу того, что налоговый комитет оказывает давление на мобильные компании в Таджикистане, свидетельствует об их слабости. Он назвал безосновательным и ошибочным заявление о том, что налогообложение мобильных компаний обременительно. По словам Давлатзода, вопреки утверждениям Иркаева, единственное изменение, которое было внесено в закон о налогообложении касается введения налога на акциз для мобильных компаний, который вступил в силу с 1 января 2011 года.
По подсчетам Ассоциации мобильных операторов Таджикистана, общие выплаты мобильных компаний Таджикистана превышают их доходы. 7 июля Иркаев распространил письмо, в котором выразил озабоченность по поводу роста налогового бремени, ставящее под угрозу инвестиционную привлекательность экономики Таджикистана. Он писал, что речь идет об изменениях в налоговое законодательство Таджикистана период с 2010 по 2013 год, где произошли значительные изменения в сторону увеличения налогооблагаемой базы в отношении компаний с участием иностранного капитала.
В частности, за короткий период были введены такие налоги, как акциз (3%) с исходящего соединения, акциз (3%) с входящего соединения, НДС (18%) с исходящего соединения, НДС (18%) с входящего соединения. «Это привело к тому, что в 2013 году доля налогов по отношению к выручке в отрасли составила 32%, а с учетом актов налоговых проверок составит 45%, при этом Компании также полностью несут расходы по содержанию и обслуживанию своего бизнеса. Сегодня на один сомон полученной выручки сотовые компании платят 32 дирама только налогов, а кроме налогов есть иные расходы: себестоимость, заработная плата персонала, расходы на содержание сети связи, комиссии за подключение абонентов и прием платежей и другие. Таким образом, общие выплаты больше, чем компании зарабатывают. Такое бремя расходов ставит под угрозу инвестиционную привлекательность экономики Таджикистана и выполнение запланированных показателей отрасли связи в стратегии страны».
В письме Гафура Иркаева, председателя Ассоциации операторов мобильной связи Таджикистана говорится о том, что в совокупности мобильные операторы Таджикистана платят около 1 миллиарда сомони налогов и другие обязательные платежи в бюджет в год. Иркаев называет «одними из самых тяжелых» налоговые нагрузки на операторов мобильной связи Таджикистана по сравнению с мировой практикой.