Нашумевший законопроект «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс РТ» до сих пор находится в нижней палате парламента Таджикистана.
«Законопроект находится пока на рассмотрении парламента. В поправках было предусмотрено сокращение на 30% количества требуемых документов при импортно-экспортных операциях. Это касается таких документов, как сертификат происхождения, сертификат качества и др. Таким образом, мы хотели уменьшить количество документов, которые требуются при международной торговле», - сообщил заместитель министра экономического развития и торговли РТ Саидрахмон Назриев.
Данное пояснение замминистра сделал в ходе заседания Координационного комитета по вопросам реализации Программы внедрения системы «Единого окна» по экспортно-импортным и транзитным процедурам в Таджикистане.
Назриев выразил надежду, что данный законопроект, создающий правовое поле для реализации планов по внедрению «Единого окна» при импортно-экспортных операциях, будет прият в скором времени.
По словам представителя Агентства по стандартизации, метрологии и торговой инспекции при правительстве РТ, данные поправки подразумевают исключение из Таможенного кодекса пункта, в котором говорится о соответствии ввозимых товаров стандартам.
«Убрав этот пункт, в Кодексе не дается никаких комментариев относительно того, как в дальнейшем должна проводиться данная процедура. То есть, механизм там не приводится. Получается, что товар пересекает границу и сразу поступает в свободную реализацию», - недоумевает он.
Представитель Таможенной службы при правительстве РТ Ризо Садыков отметил, что речь идет о девятом пункте ст. 131 Таможенного кодекса. По его словам, данный пункт убран из Кодекса в связи с тем, что он дублирует другой пункт данной статьи, где все четко указано.
По его словам, убирать сертификат происхождения товаров полностью из Таможенного кодекса никто не собирается. «Сертификация не будет обязательна для тех товаров, которые пользуются преференциями», - сказал он.
Р. Садыков отметил, что с внедрением «Единого окна», может быть, отдельные структуры потеряют какие-то полномочия. «Но к этому надо относиться соответственно. В конечном итоге это выгодно государству - будем привлекать инвестиции и соответственно повышать товарооборот», - добавил он.
Напомним, на прошлой неделе полномочный представитель президента Таджикистана в парламенте Джумахон Давлатов потребовал снять с повестки дня очередного заседания нижней палаты парламента закон РТ «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс РТ».
Данный закон был принят нижней палатой в феврале этого года. Однако верхняя палата в марте этого года не одобрила закон, вернув его на доработку.
По словам Давлатова, поправки, внесенные в закон, не были согласованы разработчиками со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами страны.
Спикер нижней палаты Шукурджон Зухуров тогда напомнил Давлатову о его письме президенту, где он жалуется на работу нижней палаты по поводу принятия поправок в Таможенный кодекс. В частности, отметил спикер, в письме президенту Давлатов пишет, что законопроект был принят без согласования с рядом заинтересованных министерств и ведомств страны, в том числе министерством энергетики и промышленности, здравоохранения, Агентством по стандартизации, метрологии и торговой инспекции, Госкомитетом национальной безопасности и так далее.
Зухуров подчеркнул, что согласовывать проект закона между структурами правительства не входит в обязанности парламента. «Этими вопросами должен заниматься разработчик, которым в данном случае является одно из подразделений правительства, подготовившее проект по инициативе правительства», - подчеркнул спикер.
Таким образом, было решено снять закон с повестки дня заседания и передать его на рассмотрение комитетов нижней палаты. «На обсуждение должны быть приглашены представители заинтересованных правительственных структур и полномочный представитель президента. Заключения этих обсуждений должны быть представлены Совету нижней палаты», - отметил Шукурджон Зухуров. Он добавил, что «все будет узаконено так, как того потребовали любопытные товарищи».
Журналистам в беседе с депутатами тогда так и не удалось выяснить, какие же именно поправки были внесены в Таможенный кодекс, которые повлекли такие разногласия.