ГУП «Таджикская алюминиевая компания» (ТАЛКО) не финансировала покупку самолетов Boeing 737 для таджикской авиакомпании «Сомон Эйр», заявил в интервью «АП» Директор Департамента информации и связи с общественностью ГУП «ТАЛКО» Игорь Саттаров.
Это заявление было сделано вчера, 10 июня, после того, как на сайте Eurasianet была опубликована статья, где говорится о том, что около $100 млн. из доходов государственной компании ТАЛКО были направлены на приобретение двух самолетов Боинг-737 для частной авиакомпании «Сомон Эйр», контролируемой шурином президента Таджикистана Хасаном Асадуллозода.
Статья на сайте Eurasianet.org, в частности, описывает судебный спор в Швейцарском арбитражном суде между РУСАЛом и ТАЛКО, в котором российский алюминиевый гигант обвинил таджикскую компанию в невыполнении партнерских соглашений и требовал выплатить 275 миллионов долларов в пользу ее дочерней компании «Hamer». Осенью прошлого года Швейцарский суд данный иск удовлетворил. В настоящее время РУСАЛ требует исполнения решения суда, но, поскольку ТАЛКО не располагает за рубежом имущественными и финансовыми средствами, на которые мог бы быть наложен арест, РУСАЛ, согласно действующим процедурам, должен обратиться в экономический суд Таджикистана для исполнения решения Швейцарского арбитражного суда. Тот факт, что до сегодняшнего дня РУСАЛ никаких действий в этом плане не предпринял, в объясняется тем, что в распоряжении Генеральной прокуратуры Таджикистана имеются 56 томов уголовного дела, подтверждающие вовлеченность подконтрольной РУСАЛу компании «Hamer» в мошеннические и коррупционные схемы, приведшие к тому, что всего за 1,5 года совместной работы с этой компанией долг таджикского алюминиевого завода составил более 0,5 миллиарда долларов США. В ТАЛКО отмечают, что факт использования компанией «Hamer» мошеннических и коррупционных схем при осуществлении сделок с ТадАЗом по взаимопоставкам имеет свое подтверждение в решении Высокого суда Великобритании.
В Таджикской алюминиевой компании заявляют, что развернутая РУСАЛом информационная кампания, в которую все больше вовлекаются медийные интернет-ресурсы, не только противоречит требованиям соблюдения конфиденциальности при арбитражных спорах и имеющимся в этом плане двусторонним договоренностям, но и может повлечь за собой вынужденные ответные действия со стороны ТАЛКО, что несомненно получит на мировом алюминиевом рынке совсем не тот резонанс и коммерческие выгоды, на которые, вероятно, рассчитывает РУСАЛ.
Eurasianet.org также сообщает подробности приобретения двух самолетов «Боинг» для таджикской авиакомпании «Сомон Эйр». Со ссылкой на немецкий Deutsche Bank, автор статьи сообщает, что с июля 2008 по ноябрь 2010 года с банковского счета, принадлежащего CDH Investments Corporation было переведено более $96 млн. на покупку самолетов для «Сомн Эйр».
CDH Investments Corp. зарегистрированная на Британских Виргинских островах, и являющаяся оффшорной компанией, работала в качестве посредника Таджикского алюминиевого завода (ТадАз), пишет автор статьи, эта компания поставляла глинозем на алюминиевый завод в Таджикистане и взамен получала таджикский алюминий.
Игорь Саттаров отмечает, что на самом деле CDH Investments Corp. работал с ТадАЗом с января 2005 по март 2007 года, а ТАЛКО была образована только в июле 2007 года. «При этом 90% персонала в CDH составляли сотрудники самой компании РУСАЛ. Кроме того, самолёты приобретались авиакомпанией «Сомон Эйр» в 2008 году, к этому времени между ТАЛКО с CDH Investments не было никаких партнерских отношений. Говорить, что эти самолёты покупались на деньги ТАЛКО – это провокация», - считает Саттаров.
Вместе с тем, представитель ТАЛКО не видит ничего незаконного в приобретении учредителями компании «Сомон Эйр» и, в частности, CDH Investments Corp. самолетов, так как контракт обеспечивался правовыми документами двух стран – Таджикистана и США.
Контракт обеспечивался со стороны Экспортно-импортного банка США (Ex-ImBank), являющегося государственным учреждением США и имеющим целью поддержку американских экспортёров.
К примеру, на сайте этого банка от 5 октября 2011 года отмечается, что Ex-ImBank одобрил гарантию кредита на $80 млн. от частной корпорации финансирования экспорта США (PEFCO), и таким образом поддержал экспорт Boeing Next-Generation 737-900ER для частной таджикской «Сомон Эйр». Сделка является первым финансированием Ex-ImBank США в Центральной Азии. Срок погашения этого кредита составляет 10 лет, отмечается на сайте банка.
В ТАЛКО отмечают, что в период работы с ТадАЗом компания CDH получала достаточные доходы для того, чтобы участвовать в социально значимых проектах в Таджикистане.
«В связи с тем что, в период с 2005 по 2007 годы стоимость алюминия на Лондонской бирже металлов составляла от 2700 до 3000 долларов США, и это приносило CDH Investments значительную прибыль, правительство Республики Таджикистан поручило этой компании инвестировать заработанные деньги в развитие инфраструктуры Таджикистана. В рамках социальных правительственных программ, помимо приобретения Боингов, компания CDH инвестировала средства на восстановление химической промышленности страны, предприятия которой в то время простаивали, и на строительство в городе Душанбе нескольких крупных объектов», - подчеркнул Саттаров.
В ТАЛКО отмечают, что компания придерживается принципа конфиденциальности, так как имеющиеся претензии необходимо решать на уровне двух хозяйствующих субъектов и не выносить их на правительственный уровень. «Мы все время призываем РУСАЛ – давайте договариваться. Мы им предлагаем коммерческую схему, по которой достаточно выгодно работать с нами. Не смотря на то, что переговоры ведутся на уровне топ-менеджеров, складывается такое впечатление, что до руководства РУСАЛа наши предложения не доходят», - говорит Саттаров.
В ТАЛКО призывают «играть честно» и не вести информационную и экономическую войну против нее. В алюминиевой компании объясняют, что одной из причин снижения производства алюминия в 2013 году стали недружественные действия со стороны РУСАЛа. Так, в Азербайджане с сентября по декабрь 2013 года не без вмешательства этой компании осуществлялись задержи грузов с глинозёмом для ТАЛКО, самая длительная из них составила 53 дня. Были случаи, когда РУСАЛ подавал иски в суды Грузии и Турции для того, чтобы они вынесли решение об аресте грузов с сырьем или же экспортных грузов ТАЛКО. Эти суды вынесли отрицательные для РУСАЛа решения. «Можно продолжить перечисление и других подобных ситуаций, которые мы пока воздерживаемся делать предметом гласности, исключительно по причине того, что позиция ТАЛКО в отношении РУСАЛа остается неизменной – мы являемся сторонниками урегулирования спорных вопросов путем переговоров. Сейчас, в условиях жесточайшего кризиса мировой алюминиевой промышленности и возросших в этой связи убытков, для обеих наших компаний не самое подходящее время выяснять отношения в международных судах, неся при этом дополнительные многомиллионные потери. Мы предлагаем РУСАЛу также отказаться от «информационного посредничества» СМИ в наших спорах, которое на сегодняшний день ничего кроме деструктивного резонанса не привнесет в переговорный процесс», - отметил Игорь Саттаров.