Промышленный сектор Согдийской области Таджикистана развивается ускоренными темпами на фоне скудных показателей других регионов страны в данном направлении.
Ежегодно в указанном регионе сдаются в эксплуатацию более 60 промышленных предприятий малой и средней мощности. В то время, когда северному региону успешно удается привлекать и эффективно использовать новые внутренние и внешние инвестиции, а также рапортовать Центру о новых достижениях в промышленном секторе, другие регионы, в частности, Кулябская группа районов изредка в отчетах сообщают о начале строительства или ввода в эксплуатацию объекта социально-бытового назначения, зачастую это ресторан или торговый комплекс.
«Авеста» обратилась к экспертам и простым жителям, чтобы выяснить причину сложившегося обстоятельства. В чем заключается загадка промышленной отсталости Кулябского региона, как в период СССР, так и в нынешнее время. Почему большинство построенных ранее штучных предприятий простаивают, или задействованы не более 20% от производственной мощности?
Академик Академии наук страны Нуриддин Каюмов считает, что развитию Согдийской области способствуют ряд факторов, в том числе, наличие ресурсов, включая различные месторождения, подход руководства региона к его развитию, а также поддержка инвесторов. Эти факторы послужили привлечению инвестиций и созданию новых предприятий, что способствовало развитию промышленного сектора области.
По словам Каюмова, в Советское время был разработан план развития Кулябской группы районов. В частности, на базе месторождения соли планировалось создание предприятия химической отрасли. Однако, этим планам не суждено было сбыться в период СССР, и про них успешно забыли и сейчас.
«Указанный регион является аграрным и было бы правильным создать предприятия по переработке сельхозпродукции. Если подойти к этому грамотно, то регион станет не только промышленно развитым, но и будет занимать лидирующие позиции в экспорте сельскохозяйственной продукции. Дело в том, что учитывая площади сева сельхозпродукции, регион может проихводить продукцию в разы превышающую внутренние потребности», - отметил Каюмов.
Профессор Ходжимухаммад Умаров, в свою очередь отмечает, что план "Южного территориального производства Таджикистана”, который охватывал Кулябскую группу районов не был реализован, и жители этого региона - ощущают себя оскорбленными. "Учитывая все обстоятельства можно предположить, что Кулябская группа районов будет отставать в своем развитии от Согдийской области еще на 40-50 лет”, - считает профессор Умаров.
"Есть ряд факторов, которые тормозят развитие промышленности указанного региона. В частности, отсутствие социально-демографической базы и квалифицированных кадров. Те кадры, которые могли работать за промышленными станками, их теперь там нет. Они или в России, или в других регионах Таджикистана. В данном случае любой инвестор учитывает этот важный фактор”, - подчеркнул Умаров.
Мукадас Раджабов житель города Куляба - в прошлом экономист утверждает, что кулябскому региону всегда уделялось мало внимания на предмет развития.
"Вопрос о создании промышленных предприятий, чтобы трудоустроить население региона подниался множество раз, однако, всегда на каком-то этапе, а в большинстве случаев на начальном, он застревал. Помню, в конце 80-х годов активно обсуждался вопрос создания аккумуляторного завода в городе Кулябе. Однако с подачи извне народ выступал против реализации проекта”, - отметил Раджабов.
Академик Каюмов подчеркнул, что для привлечения внутренних и внешних инвестиции необходимо ликвидировать чиновничьи препоны и создать условия. «На территории Свободной экономической зоны «Дангара» могут появиться новые предприятия, если создать условия, в том числе, улучшить инфраструктуру, транспортные коммуникации и другое», - резюмировал академик.
Ходжимухаммад Умаров считает, что для развития промышленного потенциала указанного региона необходимо разработать научно обоснованный план, а "сегодняшняя наша наука не способна выпонить это”.
"Ситуацию также не исправит либеральная экономическая политика, которую проводит наше правительство”, - заключил профессор Умаров.