Налоговая реформа в Таджикистане не принесет радикальных улучшений условий ведения бизнеса в стране, свое мнение «АП» высказал председатель правления ОО «Центр свободного рынка Таджикистана» Константин Бондаренко.
«Проект новой редакции Налогового кодекса должен быть представлен правительству не позднее 1 апреля 2012 года. По словам руководства Налогового комитета, новый Кодекс разрабатывается как документ, направленный на развитие предпринимательства и привлечение инвестиций в таджикскую экономику, для чего, например, общее число налогов в Таджикистане планируется сократить с существующих 21 до 11.
Но есть основания полагать, что реформа не оправдает ожиданий бизнеса, а поспособствует лишь некоторому упрощению процедур и отчетности. Иными словами, налоговая система переживет скорее косметический ремонт, нежели ее полную перестройку.
Поводом для такой сдержанности в оптимизме является простое сравнение проекта новой редакции Налогового кодекса с действующим документом, а также общее понимание бюджетной политики Таджикистана.
Техническое сокращение
Неужели действительно будет сокращена половина от имеющегося числа налогов? Как видно из проекта новой редакции общей части Кодекса, абсолютное большинство налогов, по сути, никуда не денется. Произойдет так называемое техническое сокращение. Так, налог, уплачиваемый по упрощенной системе, и единый налог для производителей сельхозпродукции будут теперь, наряду с системой налогообложения индивидуальных предпринимателей, отнесены не к отдельным видам налогов, а к специальным налоговым режимам. С точки зрения налогового администрирования это абсолютно правильно, но налоговую нагрузку на их плательщиков никак не уменьшает.
Исключены из списка общегосударственных налогов таможенные и государственные пошлины, а также иные обязательные общереспубликанские платежи. И в данном случае это - чисто техническая мера, возможно, целесообразная, поскольку названные платежи имеют природу, отличную от налогов как таковых. Однако платить их все равно придется, причем в тех же размерах.
Следующим, снова техническим моментом является введение нового налога на природные ресурсы, который, очевидно, будет действовать взамен двух существующих налогов - налога с недропользователей и роялти за воду. По сути, единственный налог, который вроде на самом деле сокращается и не «возрождается» в Кодексе в ином виде - налог на продукты переработки товаров.
Все традиционные виды налогов, составляющих основную налоговую нагрузку на бизнес: подоходный, налог на прибыль, минимальный налог на доходы, НДС, акцизы, социальный налог и налог с пользователей автодорог - остаются в основном списке общегосударственных налогов. Таким образом, никакого революционного сокращения числа налогов не происходит… Хотя, если уж основной упор в данной реформе был сделан на сокращение их числа, это сокращение могло бы быть более существенным. Среди оставшихся в основном списке налогов вполне «заслуживали» сокращения налог с пользователей автодорог и минимальный налог на доходы. Так, в первом случае с одного и того же объекта имущества, каким является транспортное средство, взимаются два налога – налог с пользователей автодорог и налог с владельцев автотранспортных средств, который указан как местный налог, а сам механизм расчета налога с пользователей автодорог абсурден, так как исчисляется от суммы произведенных предприятием расходов.
Второй кандидат на сокращение - минимальный налог с доходов предприятий, который, по сути, не имеет никакого экономического обоснования, просто дополняет традиционные виды налогов, что, очевидно, увеличивает отчетность и количество обязательных платежей налогоплательщика.
Кроме того, фактически несколько видов налогов рассчитываются от одной налоговой базы: НДС, налог с пользователей автодорог и налог с розничных продаж. Тут есть прямая возможность упрощения - путем объединения данных налогов без ущерба для бюджета, просто сделав разную ставку одного единого налога для разных категорий плательщиков, чего в существующем на данный момент проекте новой редакции пока сделано не было. Реальное сокращение только этих двух-трех упомянутых налогов позволило бы говорить о новой версии Кодекса именно как о реформе, а не просто новой редакции.
Так будет ли легче?
Учитывая, что ставки налогов имеют первостепенное значение перед вопросами налогового администрирования, ответ на вопрос, будет ли легче бизнесу, также следует искать в ставках, которые будут предусмотрены в новой редакции Кодекса.
Можно уверенно полагать, что ставки основных налогов снижены не будут, напротив, наиболее вероятно повышение ставок некоторых из них. Такой прогноз позволяет сделать анализ утвержденного на 2012 год бюджета страны. Согласно Закону «О госбюджете», его доходная часть в 2012 году составит порядка 10,16 млрд сомони, что значительно больше, чем в прошлогоднем бюджете - на целых 20% (8,29 млрд. сомони в 2011 году). В самом бюджетном документе есть ответ на вопрос «Что станет источником финансирования такого серьезного увеличения?». Рост числа налоговых поступлений ожидается на уровне 25%! Даже если предположить, что увеличатся объемы международной помощи, и учесть общий рост экономики, который составляет в среднем не более 5-6% в год, это не может повлечь серьезного увеличения сумм собираемых налогов без увеличения ставок.
В такой ситуации есть несколько вариантов, на какие виды налогов придется это самое, вполне вероятное, увеличение.
Таможенные пошлины, несмотря на то, что импорт товаров значительно пополняет бюджет, не могут быть радикально увеличены в связи с намерением Таджикистана вступить в ВТО. Поэтому большая часть увеличения налоговой нагрузки будет связана с внутренними налогами. Большая часть предприятий ощутят на себе увеличение налогового бремени. Ранее этот вопрос решался так: "упрощенщиков" старались сделать НДС-плательщиками. Эта тенденция уже наблюдалась в прошлом году, когда порог перехода с упрощенной системы налогообложения на систему с уплатой НДС был радикально понижен - с 800 до 200 тысяч сомони. В ином случае может быть предусмотрено просто повышение ставки налога, уплачиваемого по упрощенной системе. Сейчас в проекте специальной части уже указано, что только для производителей он останется на прежнем уровне в 4%, а для всех других компаний будет повышен в полтора раза – до 6%.
Возможно, для видимости создания более благоприятных условий будет предусмотрен ряд льгот, в первую очередь для производственных компаний и крупных инвесторов, скорее всего в виде сниженной ставки НДС и временного освобождения от уплаты налога на прибыль.
Как вариант следует ожидать повышения НДС, особенно если все-таки будет принято решение о сокращении какого-то вида налогов, того же налога с пользователей автодорог. В этом случае бремя налогов в большей мере ложится на покупателей товаров и услуг этих предприятий. Однако не стоит забывать, что товары и услуги, включающие сумму НДС, из-за роста в цене становятся менее доступными для этих самых потребителей, из-за чего предприятия-продавцы могут недосчитаться значительной части доходов.
Также нельзя исключать повышения ставки подоходного налога для граждан и даже введения прогрессивной шкалы, т.е. ставки, увеличивающейся в зависимости от роста дохода. Хотя эта мера одна из самых непопулярных, ее введение вполне вероятно в виду того, что подоходный налог - один из наиболее существенно пополняющих бюджет налогов. Увеличение ставки подоходного налога фактически увеличивает стоимость трудовых ресурсов для предпринимателей, которую они, в свою очередь, опять заложат в цену продукции. Повышение ставки социального налога также является привлекательным для решения задачи увеличения бюджетных поступлений. Однако, учитывая ее и так не маленький нынешний размер - 25%, скорее всего соцналог останется на прежнем уровне.
Возможно, что рост налоговых сборов дополнительно попытаются обеспечить введением новых видов акцизов, тем более что правительство уже продемонстрировало такой подход в отношении компаний мобильной связи, а затем и интернет-провайдеров, как, с их точки зрения, наиболее высокодоходных. В проекте специальной части новой редакции Кодекса планируется обложить акцизным налогом уже всю отрасль электрической связи, включая услуги сотовой связи, передачи данных, телематических служб, а также услуги международной и междугородней телефонной связи.
В ряду вспомогательных мер будут, очевидно, предлагаться как традиционные, так и новые методы ограничений на минимальные суммы налоговых отчислений. Это не приведет к появлению нового налога, между тем бремя уже существующих налогов возрастет. Классический пример - действующий уже не первый год режим начисления подоходного и социального налогов из расчета с т.н. среднемесячной номинальной заработной платы в регионе, когда налоги начисляются не на основе фактических данных о зарплате, а с уровня не ниже неких средних статистических показателей.
Как могут выглядеть реформы
Во время встреч с предпринимателями представители фискальных органов, говоря о реформе, заявляют, что значительная часть поступающих в рабочую группу предложений касается снижения ставок налогов, но, по их словам, не содержит альтернативных предложений по получению других источников дохода для бюджета. Т.е. в их понимании налоговая реформа никак не может означать общее снижение ставок налогов. Такой принцип, когда «от перемены мест слагаемых сумма не меняется», даже в условиях Таджикистана нельзя назвать реформаторским.
Масштабная налоговая реформа возможна и должна иметь характер именно одновременного реального, а не фиктивного сокращения числа налогов и снижения их ставок. Тогда рост числа налоговых поступлений станет возможен в долгосрочной перспективе за счет постепенного увеличения числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы. Такая глубокая реформа налоговой системы неизбежно должна сопровождаться общим изменением бюджетной политики в сторону значительной экономии и отказом от многих «милых сердцу», но неприбыльных видов государственных инвестиций.
Не следует рассматривать бюджетную ситуацию как некую данность - т.е. что поступления обязательно "надо" увеличивать из года в год. Исходя из такого принципа, о какой вообще налоговой реформе и улучшении бизнес-среды может идти речь?
Вместо решения нереальной задачи - "как собрать больше налогов, не увеличивая нагрузку на бизнес", необходимо сократить в целом доходную и расходную часть бюджета, насколько это возможно. Такой подход может вызвать критику как несоответствующий решению социальных задач, стоящих перед бюджетом, но постоянный упор риторики на социальные обязательства - это простая спекуляция.
Расходы государственного бюджета Таджикистана растут не исключительно за счет увеличения финансирования социальных видов расходов. Достаточно заметный рост имеют как раз другие виды госрасходов, такие абсолютно неприбыльные инвестиции, как юбилейное строительство, пышные празднования и многое другое, что в итоге составляет суммы, вполне сопоставимые с реальными социальными расходами. Так, в бюджете на 2012 год на 11% по сравнению с прошлым годом увеличены расходы на культмассовые мероприятия, т.е. все те же празднества, а расходы на содержание госаппарата увеличены на целых 14%.
Культмассовые мероприятия финансируются в размере почти половины расходов на медицину и около 20% всех расходов на социальную защиту населения. Непозволительная роскошь для слабой и малой по масштабам экономики Таджикистана. Резкое сокращение госрасходов только по некоторым статьям, причем наименее чувствительным для благополучия общества и граждан, может высвободить значительный потенциал для снижения ставок налогов.
Если этого может быть недостаточно, чтобы покрыть временный дефицит бюджета от снижения налоговых поступлений, то в качестве альтернативного источника финансирования бюджета необходимо рассматривать масштабную приватизацию госпредприятий. Ведь в Таджикистане во многих отраслях там, где частные компании могут эффективно производить товары и услуги, зачем-то сохранены или даже создаются новые государственные предприятия. Такие отрасли как связь, коммунальные услуги, транспортные предприятия, ряд производств и многие другие должны быть полностью приватизированы. Причем приватизация должна проводиться по главному принципу - продавать госсобственность на открытых аукционах за наибольшую предложенную цену, а не «стратегическим» собственникам в лице родственников и друзей. Приватизация не только обеспечивает дополнительный доход в бюджет страны, она влечет за собой экономию по сразу нескольким видам статей государственных расходов.
Не выдерживает критики аргумент сторонников повышения ставок налогов, ссылающихся на примеры европейских стран. Эти страны прошли долгий путь накопления в условиях низких налогов, и лишь затем, по достижении определенного уровня благосостояния, налоговая нагрузка стала увеличиваться для финансирования новых социальных обязательств. Следует также иметь в виду и те европейские проблемы, которые с этим связаны – замедление темпов экономического роста, увеличение госдолга, коллапс пенсионной системы и др.
Сегодня не европейские страны, а постсоветская Грузия может служить для Таджикистана примером радикальной налоговой реформы – где сокращение числа налогов сделано до 6 наименований, с одновременным снижением их ставок. Общий подоходный налог со ставкой 20% заменяет в Грузии целых три существующих в Таджикистане налога - подоходный, социальный и его «подвид» - т.н. пенсионный 1%, составляющих общее бремя порядка 39%.
Таджикистан имеет хорошие примеры для сравнения и совсем близко. Ближайший сосед – Кыргызстан, провел налоговую реформу, сократив количество налогов с 16 до 8, снизив ставку НДС с 20 до 12%. Сейчас в Кыргызстане существуют следующие основные виды налогов: подоходный, со ставкой 10% (в РТ основная ставка – 13%); налог на прибыль - 10% (в РТ – 15 и 25% для разных категорий плательщиков); НДС 12% (18%), социальный налог – 18% (25%). Таких «креативных» налогов, как налог на пользователей автодорог или минимальный налог на доходы, там просто нет. Простое сравнение налоговых режимов в двух странах говорит о том, что если в Кыргызстане стабилизируется политическая ситуация, уже в скором времени наши предприниматели предпочтут инвестировать в их стране. Уже сейчас при сопоставимых масштабах экономики сосед демонстрирует большие, чем Таджикистан, успехи в экономическом развитии. Поэтому, отвечая на вопрос, какие ставки налогов могут реально стимулировать развитие предпринимательства и рост экономики в РТ, можно сказать, что достаточно будет таких, как в соседнем Кыргызстане.
В нашем случае полной отмене должны подлежать такие налоги, как налог на пользователей автодорог или минимальных налог на доходы, ставка других налогов – налога на прибыль, НДС или уплачиваемого по упрощенной системе - может быть дифференцирована в зависимости от отраслей экономики. Ставка подоходного налога должна быть плоской и не превышать 12%, ставки НДС и социального налога необходимо снизить. Система соцобеспечения должна также коренным образом реформироваться в сторону постепенного формирования накопительной системы взамен существующей перераспределительной.
Задачи по снижению налогового бремени в Таджикистане и достижению за этот счет устойчивого экономического роста могут быть вполне успешно реализованы, но только в условиях комплексных коренных реформ в других сферах, в первую очередь при переходе к рациональной бюджетной политике, связанной с отказом от непроизводительных государственных расходов и приватизацией.