Высокие цены на нефтепродукты, в частности, на дизельное топливо, негативно отражаются на ценообразование будущего осеннего урожая и в целом получаемого урожая сельскохозпродукции.
Об этом 18 июля на пресс-конференции сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства Таджикистана Суюнхон Рустамов, при этом выразив сожаление, что соглашение, подписанное с Россией о беспошлинных поставках нефтепродуктов, так и не было ратифицировано.
«Дороговизна ГСМ влияет не только на сельское хозяйство и на себестоимость сельхозпродукции, но и на всю экономику в целом, начиная от точек розничных продаж до оптовой поставки. В соседнем Кыргызстане ГСМ ввозится без пошлины и литр бензина в переводе на нашу валюту составляет 4,5 сомони, а у нас - больше 6 сомони», - отметил он.
На себестоимость сельскохозяйственной продукции влияют и многие другие факторы - сельскохозяйственная техника и ирригационное оборудование, которые находятся в полузаброшенном состоянии, а у большой части техники вышел срок эксплуатации, отмечается в отчёте Миссии Сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по оценке урожая и продовольственной безопасности Таджикистана.
Кроме того, минеральные удобрения не производятся в Таджикистане – единственный Вахшский азотно-туковый завод простаивает уже более 3 лет из-за отсутствия природного газа. Топливо, как и минеральные удобрения, в полном объеме импортируется.
Эти факторы не могут не влиять на стоимость и качество конечного продукта. Кроме этого, ежегодно увеличивается доля импортных сельскохозяйственных продуктов, завозимых в Таджикистан из Китая и Пакистана, причём цены на импортные продукты иногда значительно ниже, чем на продукцию, выращенную внутри республики.
Таджикские аграрии надеются постепенно поднять урожайность сельскохозяйственных культур, но для этого необходимо не менее 3-5 лет, полагают специалисты.
Агрономы считают, что себестоимость сельхозкультур, выращиваемых в Таджикистане, должна быть конкурентоспособной, иначе демпинговые цены соседних стран могут постепенно вытеснить на нашем рынке овощи и фрукты местного производства, дехканин прекратит выращивать свой продукт, и подобная опасность существует уже сейчас.
Подобную тенденцию можно наблюдать и в хлопковом секторе. Если хлопкороб не получил от урожая прошлого года прибыль, то в этом году сеять хлопок он уже не будет – это закономерность рыночной экономики.
Несмотря на это, Рустамов полагает, что осенний урожай будет хорошим, тем более, к такому выводу пришли и многие международные эксперты, наблюдающие за сельскохозяйственным процессом в Таджикистане.
«Мы в течение 6-7 лет не делаем прогнозов урожая, - отмечает он, - но учитывая, что в этом году зерновыми было засеяно 315,4 тыс. гектаров, что на порядок больше прошлогоднего показателя, мы можем утверждать, что получим хороший урожай зерновых».