"Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое".
В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И. Чайковскому взять «Евгения Онегина» А.С. Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин» - «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает.
Либретто к опере - композитора К. Шиловского.
«Пусть опера моя будет несценичная, пусть в ней мало действия! Но я влюблен в образ Татьяны. Я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что на это меня непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы», - писал Петр Ильич Чайковский, ибо многие скептики говорили ему, что это произведение не подойдет для оперы.
Невзирая ни на что, опера сразу же завоевала успех. Опера оказалась новым словом для оперного жанра, она утвердила в правах целую ветвь лирической оперы, к которой относится и опера «Иоланта».
Начиная с 1879 года оперу ставят на сценах Малого, Большого, Мариинского, Киевского, Харьковского, Пражского и других театров. Можно уверенно сказать, что это самая новаторская опера из всего оперного творчества Чайковского.
Перед премьерой оперы, которая назначена на конец марта, я побеседовала с режиссером-постановщиком оперы Сухробом Усмановым:
- Сухроб, недавно вы поставили оперу «Иоланта» - кстати, постановка мне понравилась, и я писала о ней, - а теперь «Евгений Онегин». Это что, любовь к музыке Чайковского или к поэзии Пушкина?
- Вообще, и то, и другое. Но есть ещё один момент: по плану театра должны были поставить «Кармен», но так как не оказалось необходимых голосов, резко поменяли планы.Но не любить Чайковского невозможно: в каждом такте он раскрывает состояние героев, прекрасно передавая через музыку поэзию Пушкина… По-моему, они неразрывно связаны- музыка и поэзия…
- «Евгений Онегин» - весьма популярная и часто ставящаяся опера, которую очень любят многие ценители оперного искусства, ибо есть в ней какая-то загадка, которую редко кому из режиссеров удается разгадать. Думаю, не нужно говорить о сюжете оперы, так как ещё со школьной скамьи мы знаем чуть ли не наизусть это великое произведение Пушкина. А вы настолько самоуверенны, что думаете, что разгадаете её? Вам не было страшно взяться за постановку такой сложной, и в то же время такой любимой публикой оперы?
-А почему бы и не быть уверенным? Если берешься за какое-то дело, необходимо быть уверенным в своих силах! Я не хотел копировать существующие постановки оперы, хотелось передать своё видение, и она будет совсем другой, эта опера! На репетициях актеры удивляются, говорят, что так ещё оперу не исполняли! Вы знаете, что с 1999 года театр ни разу не ставил эту оперу…
- Все или почти всеоперные солисты, включая и начинающих, мечтают петь в этой опере. По какому принципу вы отбирали своих артистов?
- В основном по голосу, по фактуре, по характеру.
- Какой будет ваша Татьяна? Задумчивой, грустной?
- Не хочу спешить с ответом, сами увидите 31 марта на премьере. Единственно могу сказать, что образ моей Татьяны будет отличаться от привычного её образа.
- Можете назвать основных исполнителей?
- У нас два состава: Онегин - Содык Нуруллаев и Сайфулло Юсупов, Татьяна – Ангелика Тиман и Мунзифа Исаева, Ольга – одна: Шарофат Усманова, няня – тоже одна: Ирина Арутюнян, Ленский - Манучехр Рахмонов и Курбонмурод Закиров, Ларина – Назира Сангинова и иностранка Дин Джун.
- Сухроб, вы такой юный, а ваши артисты в два, а то и в три раза старше вас - вам не страшно работать с ними?
- Вначале было очень страшно, но со временем привык, нашел подход к каждому из них. Они стали воспринимать меня всерьёз.
- Многие режиссеры кричат на своих артистов во время репетиций? А вы?
- Очень пытаюсь сдерживать эмоции, но иногда не получается и срываюсь на крик, отчего потом мне самому становится стыдно…
- А справится ли с задачей оркестр театра? Ведь ни для кого не секрет, что он недоукомплектован? И кто будет дирижировать?
- Надеюсь, музыканты почувствуют ответственность и сделают все возможное. Дирижировать будет Анвар Шоймуродов.
- А кто художник?
- И по декорациям, и по костюмам – Джамшед Юнусов.
- А если будет мало людей на премьере?
- Пусть будет один человек, но если он уйдет после нашего спектакля хоть немного измененный в лучшую сторону, значит, спектакль нам удался! Но, как вы сами говорили, это очень популярная опера, и надеюсь, что публика будет!..
- Сухроб, к сожалению, наша публика очень мало знает о вас. Расскажите, пожалуйста, что вы окончили, какие спектакли и где ставили?
- Я ещё студент 3-го курса ГИТИСа. Это моя вторая после «Иоланты» постановка.
- Страсть к театру у вас от отца – великолепного режиссера Султона Усманова, многие постановки которого получили награды международных театральных фестивалей?
- Генетически. Помнится, с четырех лет я торчал в театре на репетициях, и мне все было интересно. Родители рассказывают, что в пять лет я уже смотрел взрослые спектакли и никогда не скучал, не шумел, как другие дети…
- Кстати, он помогает вам советом или ещё как в реализации ваших театральных проектов? Является ли он для вас авторитетом?
- Он мой учитель. Конечно же, я советуюсь с ним, он объясняет мне многие вещи, это счастье иметь рядом такого человека!
- Сухроб, чем вы ещё увлекаетесь, кроме театра?
- В детстве я пытался снимать кино, используя в качестве артистов детвору во дворе. Но вернулся в театр.
- Какую музыку вы любите?
- Конечно же, классическую! Эстрадную музыку я вообще не слушаю.
- Любимые поэты?
- Омар Хайям, Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Цветаева… Можно продолжить этот список.
- Каковы ваши творческие планы? Какой следующий ваш спектакль нам ожидать?
- Театр планирует постановку «Рустам и Сухроб»… Надеюсь, постановку оперы доверят мне.
- Сухроб, спасибо большое за беседу и желаю блестящей премьеры при аншлагах!
- Спасибо. Жду всех любителей оперного искусства и бессмертной музыки Чайковского.