Международным фондом культуры им. З.Шахиди запущен проект «Музыка Нового Шёлкового пути с миротворческих перспектив ЦА», посвящённый 100-летию композитора Зиёдулло Шахиди. Проект поддержан и реализовывается под эгидой ЮНЕСКО. Мы встретились с председателем фонда, востоковедом-культурологом Мунирой ШАХИДИ.
Разговор начался с вопросов: в чём суть проекта, каковы цели и задачи, в чём проблемы и, конечно же, каковы ожидания от его реализации. Ведь речь идёт о миротворчестве, а собрать сегодня деятелей культуры и культурологов - дело далеко не простое.
Посвящение проекта 100-летию Шахиди, наверное, связано с желанием оценить дружеские и творческие взаимодействия таджикского композитора с русскими, узбекскими, казахскими, киргизскими и туркменскими композиторами прошлого века, создавшими в то непростое время общерегиональное, общесоюзное межкультурное пространство, в котором мир и музыка были взаимодополняемыми явлениями.
- Каким образом, в этом контексте, вы, как автор проекта, видит перспективу восстановления единого музыкального и, шире, межкультурного взаимодействия как в регионе, так и на всём протяжении Нового Шёлкового пути?
- Начну с концепции «Новый Шелковый путь», предложенной главой Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и поддержанной более чем 60 странами Востока и Запада и в том числе странами Центральной Азии. Несомненно, в центре внимания - экономическая интеграция. И, несмотря на то что в экономической науке пока отсутствует системное видение «культуры» и «артефактов» как атрибутов стремления стран современного мира к усилению нравственных ценностей в мировой экономике, междисциплинарное видение проблем - уже достаточно распространённое представление. Такова идея, которая движет всемирным проектом обновления Великого Шелкового пути, как традиционного пути торговли и обмена материальными и духовными ценностями Азии и Европы…
Обратите внимание, сегодня имидж-образ Шёлкового пути решительно изменился. Вместо длинного караванного пути, который люди преодолевали на верблюдах, лошадях и ослах, теперь видится что-то вроде птицы или кролика. А это мирные, добрые существа, напоминающие людям старую истину о круговой дороге, объединяющей людей самых разных языковых, культурных и этно-религиозных принадлежностей. В этом новом образе Центральная Азия представлена как хребет, соединяющий Азиатскую и Европейскую части Великого Шёлкового пути. А как эта «срединность» или «центральность» выражается в поэзии, в музыке, в живописи и вообще в мировоззрении людей региона, известного в мировой литературе как «сердце» Шёлкового пути или перекрёсток культур...
Это очень обширная тема, но мы фокусируемся больше на теме «Музыка как искусство, объединяющее людей». Важно отметить, что музыка как источник информации, наиболее объёмно и экономно информирующий о состоянии общественного сознания того или иного региона, вообще мало изучена в гуманитарных науках. А уж музыка в её трансформации от одного периода регионального состояния к другому, тем более. Поэтому современная классика и привлекает сегодня всё больше внимания на культурном рынке мира. Жаль только, что современная музыкальная классика ЦА мало известна за рубежом. Наша задача - восполнить этот пробел.
- Какие мероприятия планируется провести в рамках проекта?
- Два крупных мероприятия. Это - международная конференция «Навруз, музыка, шёлк и мир в ЦА» и гала-концерт «Музыка Шёлкового пути». Они приурочены к полномасштабному празднованию Навруза, созидательный дух которого отражает философию биоразнообразия мира, а стремление элементов этого разнообразия к гармонии выражается, как в зеркале, в разнообразии музыкальных культур. Как удавалось и удаётся композиторам гармонизировать такое разнообразие звуков, трелей, мелодий и ритмов, звучащих в природе и в космосе, создавая всё новые и новые песни, камерную и симфоническую, оперную и балетную музыку? Какова роль современной музыки в объединении людей, создании доверия между ними? Какой доход могли бы они приносить государствам ЦА при хорошем менеджменте и открытости к взаимодействию культур?
Научная часть проекта, то есть международная конференция, создаст платформу взаимодействия культур в регионе и на всём протяжении Шёлкового пути. Мы особенно хотим привлечь к этой цели молодые умы. Где их искать? Сегодня много студентов, обучающихся пониманию основных, фундаментальных ценностей культур в их взаимопроникновении, однако место современной музыки народов ЦА в системе обучения ещё не определено. Мне кажется, что молодым специалистам в области межкультурной коммуникации важно понимать, что трансформация идей вчера - сегодня - завтра особенно ярко выражается в музыке. Мы должны выработать такую платформу, которая могла бы обосновать взаимосвязи поколений, людей, народов и континентов через науку и искусство.
- Однако молодёжь не всегда имеет на то достаточную образовательную почву. Отсюда частые стычки и столкновения между различными группами, как этнического, так и мировоззренческого характера, хотя, конечно, зачастую сутью конфликта является психологическая неуравновешенность, вызванная социальной незащищённостью.
- На протяжении всей нашей истории мы мистифицируем бунт как стремление к свободе. Под бунтом нет мировоззрения. А когда бунт стоит на мировоззрении – это уже не бунт, а революция... Культурную революцию может совершить только молодежь. Молодые люди при этом должны быть объедены идеей совершенствования мира.
Проблем, конечно, много, поддерживать молодежь надо и стоит. В то же время молодые люди сегодня не всегда и не до конца понимают, что профессиональные контакты могут решать многое, необходимо только много работать; высокие требования к профессионализму предъявляются сегодня везде, во всём мире.
Мы иногда слишком идеализируем образование советского периода. А ведь в гуманитарном контексте советская система, так же, впрочем, как и западная система, была ограничена изучением «собственной» культуры, с противопоставлением её «другим» культурам. В этом и кроется опасность культурной изоляции, которая и ведёт к игнорированию и даже враждебности по отношению к «другим».
- Что можно делать сегодня для межкультурного взаимодействия?
- Во-первых, включить межкультурное образование в качестве учебной дисциплины в университетские программы. Кстати, никто этому и не противостоит – и министр образования за, и министр культуры, и президент Академии наук, осталось только начать. Более того, сегодня весь мир говорит о взаимовлиянии точных наук, философии, искусств и производства. Целый ряд исследований посвящен созданию искусственного шёлка, максимально приближённого к натуральному. Здесь уже разговор идёт о физике и свойствах натурального шёлка, а также ритмических свойствах кокона, из которого вырабатывается шёлк. Вот вам и междисциплинарный подход к производству. А если не будет междисциплинарного, межкультурного мировоззрения, не будет и новаторства ни в одной из областей производства. Давайте посмотрим на иранцев – к сегодняшнему дню они совершили невероятный, мощный толчок в мировой науке, и вот какой парадокс – ни поэзия, ни точные науки Ирана не были никогда изолированы от Запада и мировой мысли... А Япония или Китай… Китайские рынки существуют во всех уголках земли. Колонизаторы добивались успехов там, где существовали внутренние раздоры… Это уже аксиома, открытая ещё Мавлоно Руми, или Балхи... Так что генетически мы готовы к интеграции благодаря нашему багажу, имеющемуся, например, в литературе... Однако интегрировать важно без потерь, умея держать баланс между «вчера» и «сегодня», иными словами, знать меру, – это уже наука.