К великой радости любителей классической музыки в столице снова прошли концерты великолепного пианиста, заслуженного артиста России, заслуженного деятеля искусств РФ, ректора Уральской консерватории - Валерия Шкарупы, которые не оставили равнодушным никого из слушателей. Ибо виртуозная игра Валерия уносит слушателя в неведомые дали, куда-то ввысь… По традиции я не могла не встретиться и не поговорить с музыкантом такого класса:
- Валера, во-первых, добро пожаловать на родину. Уверена, что любители хорошей музыки рады вашему приезду, как и я. А мне все-таки обидно, что музыкант такого масштаба работает не у нас. Почему же вы не вернулись в Душанбе? Почему не развиваете музыкальное искусство своей родины?
- По вашему вопросу у меня несколько двоякое ощущение, особенно по второй части, где говорите, что я не развиваю музыкальное искусство Таджикистана. Я непосредственно не развиваю его, потому что не нахожусь в Душанбе, но я прилагаю все свои силы для этого! На протяжении многих лет, когда я приезжаю в Душанбе, занимаюсь с музыкантами, провожу мастер-классы. Вот и в этот раз, хоть мой визит и был краткосрочен, я давал мастер-классы очень талантливым ребятам из музыкальной школы имени Атоева. А почему я не работаю здесь, жизнь сложилась так, на мне сейчас очень большая ответственность за консерваторию, которую возглавляю. Тем не менее я чувствую свою неразрывную духовную связь с Душанбе, с Таджикистаном, это чисто физическое ощущение родины у меня осталось навсегда.
- В прошлом интервью мы с вами говорили о первом фестивале «Бахористон» под патронажем президента страны. Вы тогда очень высоко оценили уровень фестиваля, подчеркивали, что он мог бы служить примером успешной карьеры молодежи Таджикистана, моральным стимулом. Прошло уже несколько фестивалей. Как, на ваш взгляд, они оказали влияние на молодых музыкантов, стимулировали их к самосовершенствованию?
- Вообще, трудно переоценить такие фестивали: действительно был большой резонанс, но, к сожалению, - хотя очень надеюсь, что это на короткое время, - прекратилась традиция, в прошлом году фестиваля не было. Должен признать, что особое чувство у меня вызвал фестиваль соотечественников, тогда я очень много говорил в своих интервью, что можно родиться где угодно - и достичь больших высот, в том числе и в искусстве. Например, Беня Юсупов - выдающийся композитор, мировая известность, его исполняют во всех уголках нашей планеты, Ахмад Бакаев - один из легендарных эстрадников, известный на всем постсоветском пространстве. Это наглядный пример для молодых музыкантов Таджикистана.
- Ну и как, развивается музыкальное искусство Таджикистана?
- Я – максималист; хотелось бы, чтобы это происходило быстрее, интенсивнее. И с помощью этих фестивалей можно чаще привлекать наших соотечественников, чтобы они проводили мастер-классы, пусть даже краткосрочные. Я почувствовал, как они все тянутся сюда. Ведь они разбросаны по всему миру. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы эти фестивали прекратились, ведь они шли по нарастающей. И для меня лично эмоционально важно было встретиться с теми, с кем я давно не виделся.
- В каждый свой приезд вы даете концерты фортепианной музыки, вход на которые свободный. Меняется ли ваша публика на концертах или это всегда одни и те же лица, то есть только музыканты, специалисты?
- Дети подрастают, но очень приятно, что сформировался некий костяк из людей, которые неизменно приходят на мои концерты. В этот раз я впервые играл в Институте искусств - там точно была новая публика, и это очень хорошо. Убежден, что даже люди, впервые попавшие на мой или на подобный концерт, - благодатная почва, и если на неё упадет даже одно семя, это уже хорошо.
- Что вы хотите донести до слушателя через свою игру? Ведь, как правило, исполнитель всегда добавляет что-то своё. Например, когда я слушаю вас, мне кажется, что вы призываете нас ценить прекрасное, саму жизнь, неустанно работать над собой, совершенствоваться… После ваших концертов я чувствую себя какой-то очищенной, возвышенной. Или я ошибаюсь?
- Фактически вы сами ответили на свой вопрос. Мне очень приятно, что после моих концертов ваши чувства таковы. Ибо музыка, особенно классическая, несет в себе не только эстетический, но и этический заряд. Конечно же, исполнитель вносит что-то своё. Если бы этого не было, исполнительное искусство не развивалось бы так широко! Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так нет и двух одинаковых больших музыкантов-исполнителей. Мы пропускаем музыку через себя.
- А доходит ли ваш посыл до слушателя?
- Судя по бурной реакции, по тому, как хорошо и горячо принимает меня публика, надеюсь, что доходит.
- Валера, если бы не музыка, кем бы вы стали? Хотя мне трудно представить мир музыки без вашей виртуозной игры…
- История не знает сослагательного наклонения; я думаю, что был бы в гуманитарной сфере, ибо родился я в семье журналистов: папа - журналист, две сестры - очень известные журналисты, двоюродный брат - писатель-сценарист. В принципе, и у меня генетическая тяга к слову…
- Значит, стали бы журналистом или писателем?
- Да, я в юности даже писал стихи, мои школьные сочинения всегда отмечались учителями…
- Исполнилась ли ваша главная мечта? Если не секрет, о чем она была? В чем для вас смысл жизни?
- Трудно ответить. Когда ты занимаешься серьезно любым делом, особенно творчеством, всегда мечтаешь достичь в этой сфере серьезных вершин. Но, увы, абсолютная мечта, она недостижима. Есть только путь к этой мечте - через совершенствование мастерства, движение вперед по этому пути. Идеал недостижим, но всегда есть путь к нему.
- То есть всегда есть место самосовершенствованию?
- Да, именно.
- Я знаю, что между нашей и вашей консерваториями очень тесное сотрудничество. Какие в этой области новые проекты, планы на будущее?
-Да, действительно, мы сотрудничаем. Я постоянно приезжаю сюда, я почетный профессор таджикской консерватории, чем очень горжусь.
- По-моему, наша консерватория гордится этим ещё больше…
- Я считаю, что это должны быть чувства взаимные и равноправные. Достаточно большое количество студентов из Таджикистана в нынешние сложные времена обучается в нашей консерватории, некоторые закончили её и вернулись на родину. Конечно же, если это будет нарастать, будет на пользу всем. Этот проект немного застопорился, но мы анонсировали, обсуждали его. Мне очень трудно выезжать по финансовым соображениям. Сейчас на стадии развития технологии, чтобы учиться на курсах и отчитываться, не выезжая из страны. Это теоретические занятия. Для практических занятий лучше приезжать играть. Кстати, уже была первая ласточка: заведующая кафедрой Нигина Обидова приезжала на курсы усовершенствования в нашу консерваторию.
- А по каким специальностям наши студенты учатся в вашей консерватории?
- По всем исполнительским. Но, как ни странно, пока не было ни одного пианиста - виолончелисты, альтисты, скрипачи, дирижеры-хоровики. Теоретиков-композиторов тоже пока не было. В этом году пианистка должна была приехать, она была включена в государственный список, не знаю, то ли родители испугались в последний момент отпустить её, то ли еще что… Есть, кстати, очень талантливые ребята, например ученики школы имени Атоева, которым я давал мастер-классы.
- Конечно же, мой традиционный вопрос: как вам Душанбе сегодня? Помните, в прошлый раз вы возмущались тем, что самое красивое место Душанбе - сквер за Театром оперы и балета - было окружено высоким цементным забором? Вы видели, каким ухоженным и красивым он стал?
- У меня ностальгия по его предыдущему - прогулочному формату, он был невероятно поэтичным, хотя понимаю, что эти воспоминания из моего детства, мы все из детства…
- Последний вопрос: когда ждать очередного вашего концерта?
- Во время следующего моего визита, в будущем году. К сожалению, мне становится все сложнее выезжать. Например, в этом году летом не смог приехать по творческим соображениям: был с мастер-классами в Германии, Болгарии. Очень хотел бы, чтобы возродился фестиваль «Бахористон». Да я никогда не отказываюсь ни от каких творческих предложений. Даже когда я приезжал без концертного костюма, просто так, все равно меня уговорили дать концерт, и я выступал в летней одежде в Союзе композиторов Таджикистана, в Россотрудничестве.
- Спасибо за беседу и до следующих встреч!