Национальная музыка и тяжелый рок: первые эксперименты в Душанбе
04.10.2012, 16:55
29 сентября в Душанбе в ресторане «Машхур» прошел необычный концерт под названием «Oriental metal» («Восточный метал»). Впервые в Таджикистане национальная музыка соединилась с рок-музыкой в тяжелом ее виде…
КОНЦЕРТ открыла рок-группа United - гость «виновников торжества». Ребята исполнили несколько композиций на таджикском языке. Одна из них - «Танхо бо ту» («Только с тобой») вызвала особый интерес.
После этого вышли сами организаторы концерта - трэш-метал-группа «Аль-Азиф» вместе с двумя молодыми ребятами с национальными бубнами – дойрами. В металическом звучании и с восточной ритмикой ребята исполнили свой первый экспериментальный материал, кавер-версию песни Ахмада Зохира «Ба худо танг аст дилам». С первых звуков выступление «заговорило» о своей необычности. Работники заведения – бармен, официантки и даже повара, которые уж точно не выглядели поклонниками рока, стали подтягиваться к сцене.
Настоящее совмещение двух совершенно разных музыкальных направлений было выполнено удачно. Рокеры, которые совсем не слушают национальную музыку, и музыканты, играющие национальные вещи, для которых рок это больше шум, сошлись, и сошлись очень удачно.
Ярким результатом этого синтеза стала следующая композиции, которую «Аль-Азиф» определил как джем. Как ребята отметили, предварительно были заданы лишь определенные моменты в композиции, все остальное было импровизацией. «Ни текста, не структуры, ни логики», - сказали рокеры. Эта композиция была сущностью и показателем всего эксперимента «Oriental metal». Она длилась более 10 минут. Солист и басист группы в это время даже успели отдохнуть, спуститься со сцены, доверив рок-мероприятие молодым ребятам с дойрами.
Дойристы Мухаммад и Фуркат сумели не только удержать публику, но и зажечь ее. Жарко стало и самим ребятам, один из них положил дойру и снял пиджак…
Зрителей было немного, но публика пришла совершенно разная, были тут люди, которые четко осознавали, куда и зачем пришли. Им в этот день могли позавидовать те, кто вовсе упустил возможность услышать эту импровизацию.
Сухроба Таджидинова концерт впечатлил:
- Мне понравилось все. Особенно импровизации и свой вариант исполнения композиций из рок-оперы, - делится он впечатлениями. - До этого я не слышал, чтобы отрывки из рок-оперы играли на наших концертах. Там обычно быстро меняется ритм, гармония, акценты, и все сложно. Сухроб - барабанщик «Аль-Азиф» - меня даже в чем-то удивил. Если бы он не был рокером, то был бы наверняка звездой «Шашмакома». Национальные песни у него очень хорошо получились, очень хороший голос. Молодые ребята с дойрами - тоже очень достойны, интересны. Я получил удовольствие от этого концерта. Но не понравилось одно – мало людей пришло...
Мирзо Хомидов - гость столицы из далекой Исфары. После концерта он подошел к музыкантам с восторженной улыбкой. По его словам, он впервые на рок-концерте.
- Приехал в гости в Душанбе и попал на рок-концерт, - рассказывает он. - Мне очень понравилось. Но чем таджикская музыка, мне больше понравился сам рок, здесь музыки больше, а слов меньше. Надеюсь, что в ближайшее время, пока я здесь, еще будут такие концерты, и я посещу их.
Другая гостья приехала из Польши.
- Это первый концерт, который я посетила в Душанбе, и мне очень понравился такой синтез, - говорит Елена. - Я не эксперт по подобной музыке, поэтому не могу точно сказать, насколько технично сыграли «Аль-Азиф». Но мне очень понравилось. В особенности дойристы и барабанщик - у него очень хороший голос. Надеюсь, что подобные концерты будут проходить чаще.
За концертом наблюдал человек, который стоял, можно сказать, у истоков таджикистанского рока, Константин Паршин, он же Кайд. Ветеран рока в Таджикистане также положительно оценивает новизну.
- Я ребят из «Аль-Азиф» знаю очень давно. Они сейчас появились с новым названием, в новом качестве, - говорит Кайд. - Сегодня меня они очень удивили. Раньше они в основном играли традиционные каверы, репертуар 60-70-х годов. А сейчас они начали делать авторские вещи, в которых есть новые элементы. Очень хороший, интересный синтез получился. Двое ребятишек-таблакистов (дойристов) придали концерту своеобразный колорит. Видно, что все готовились, звучание было очень приличное. Прилично отрепетированный материал, достойный хорошей команды.
Лидер «Аль-Азиф» Евгений Калинин («Джэк Рок») определяет концерт как камерно-академическое мероприятие.
- Это экспериментальная музыка. Мы и не ждали, что все поймут и примут. Но народ отрывался, все сидели, слушали. С ребятами - дойристами мы сыгрались за две недели. Помимо восточной ритмики на концерте было еще много от метала. Западное «4/4», запредельные скорости, особенно в песнях «Аль-Азиф». И это все ребята играли. Это было действительно отлично. За них могу встать горой и сказать, что они рокеры. Несмотря на то, что они рок особо не слушают.
Барабанщик группы Сухроб Набиев, несмотря на то, что зрители отметили его, своим выступлением не совсем удовлетворен.
- Впечатления от концерта слабо положительные, - говорит он. - Народу было мало, и не очень хорошо я лично сыграл то, что мы долго репетировали…
Эксперименты продолжатся…
ОБ экспериментах с традиционной музыкой рокеры думали с самого образования группы «Аль-Азиф». По их словам, в их игре и до данного мероприятия можно было услышать элементы восточной музыки.
- Когда мы только назвались «Аль-Азиф», мы думали о том, что надо смешивать национальную музыку, которая здесь, в нашей крови, с тем, что мы любим у Запада, - говорит Е. Калинин. - Еще до этого синтеза рока и национальной музыки мы уже играли восточный метал. У нас во многих песнях восточная ритмика, мы играем «6/8», «7/8», то, что на Западе не всегда принято.
Лидер группы рассматривает и возможность чистых произведений в жанре трэш-метал-рок на таджикском языке, что тоже будет впервые в Таджикистане. Однако в составе группы нет человека, знающего таджикский язык на удовлетворительном уровне, а рокер очень ревностно относится к каждому слову.
- Мы не хотим писать на каких-то диалектах. Мы хотим если писать, то на хорошем литературном языке, - говорит Евгений Калинин. - Но если будет человек, который с нами будет сотрудничать, скажем, если б какой-нибудь поэт сделал качественный перевод наших мыслей на таджикский, это было бы здорово.
- Мы думали о чисто таджикском метал-роке, мы думали использовать стихи классических таджикских авторов, - говорит барабанщик С. Набиев. - Мне лично очень нравится Омар Хайям. Но сложность в том, что стихотворения в стиле рубаи очень тяжело ложатся на музыку. Но, думаю, мы попробуем. Такого я лично на сцене никогда не слышал.
Басист Олег Танин:
- Все наше творчество – это один большой эксперимент. Скажем, я не помню, чтобы кто-то пытался использовать дисторшн (звуковой эффект «искажения» сигнала) вместе с басом. Мы и дальше будем продолжать в этом плане.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.