27.04 04:27
Привет, гость
 

Суверенный Таджикистан между мегапроектами современности

02.10.2015, 18:45
Анализ национальной прессы показывает, что настоящая общественно-политическая ситуация в стране во многом напоминает ту, что была в мае 1456 года в Городе царей - Константинополе (столице надменной Византии), под стенами которого стояли грозные турки-османы. Тогда местное общество вместо консолидации вокруг императора разделилось на туркофилов (сторонников мирной сдачи города и империи), латинофилов (сторонников унии с католическим Западом во главе с могущественным папой) и другие мелкие группы по узкогрупповым интересам.

Сегодня у нас так же: одни хвалят мегапроект ЕАЭС (Евразийский экономический союз), продвигаемый Кремлем, другие - мегапроект «Экономический пояс Шелкового пути» под патронатом КНР, третьи - САSA-1000, продвигаемый Западом и международными финансовыми институтами, есть те, кто выступает за Союз персоязычных народов (Иран), и даже появляются такие, которые увлекаются нелегитимным проектом - ИГИЛ.

Хотя не стоит забывать о том, за 30 лет джихада в соседнем Афганистане не было случая, чтобы целые мирные таджикские семьи, покинув родину, перебрались туда, как и сегодня немыслимо, чтобы мирные таджикские семьи, приобретая авиабилеты за счет собственного семейного бюджета, стремились в «пылающую» Сирию.

Как следует из названий всех указанных выше глобальных проектов, все они «импортные», т.е. «сделаны в столице одной из мировых держав», и не всегда или не полностью охватывают национальные интересы родного, суверенного Таджикистана. Другими словами, в этом «хоре» голосов сторонников того или иного проекта не хватает «родного» голоса, который громко озвучил бы наши сугубо национальные интересы.

Прежде чем приступить к анализу политических процессов, определяющему слабые и сильные стороны всех этих мегапроектов, хотел бы напомнить, что жесткий выбор в пользу одного из двух конкурирующих проектов (ЕС и ЕАЭС) со стороны относительно успешной Украины с почти 50-миллионным населением привел к глубокому кризису не только в стране и Восточной Европе, но и во всей Северной Евразии, порой переходящему чуть ли не в глобальное противостояние в современном мире.

Поэтому небольшому, развивающемуся Таджикистану, находящемуся на перекрестке четырех макрорегионов мира - между Дальним и Ближним Востоком и Центральной и Южной Азией, - необходимо стабильно пройти «шумный брод, опираясь на твердый камень под водой».

В этом деле нам поможет изучение двух мегапроектов современности на нашем континенте - ЕАЭС и «Экономический пояс Шелкового пути», - так как процесс их сопряжения между собой открывает перед суверенным Таджикистаном неплохие перспективы. Дело в том, что совместное празднование Дней Победы в Москве (9 мая) и Пекине (2 сентября) с участием глав России и Китая создали уникальную возможность не противопоставлять свои мегапроекты друг к другу, а, наоборот, сопрягать (кооперировать) их. Данная договоренность между двумя лидерами сверхдержав современности создает не только благоприятные перспективы для углубления сотрудничества на двусторонней основе, но и дает возможность другим странам региона, внешняя политика которых во многом связана с ними, получить свои дивиденды.

Республика Таджикистан, как и другие постсоветские государства Центральной Азии, также во многом может выиграть от данного сопряжения этих мегапроектов. Общеизвестно, что все постконфликтные годы (1997–2015) мы в основном заняты строительством и реконструкцией крупных инфраструктурных проектов (автодорог, тоннелей, мостов), которые были или должны были быть построены во времена Советского Союза. Другой аспект - из всего перечня (27) государственных образований, в составе которых жили мы и наши предки, только СССР не следовал золотому правилу: здесь, в Вароруде, мог править представитель любого народа (грек, тюрок, араб и др.), но он должен был обязательно чтить таджикский язык, который оставался языком власти во всех без исключения государственных образованиях прошлого.

Поэтому мы не должны поступать жестко, т.е. делать четкий выбор между двумя предложенными мегапроектами (учитывая ошибку Украины), а должны участвовать в плодотворном процессе их кооперации. Данное сопряжение отвечает также логике проекта возрождения идей и ценностей Великого шелкового пути, который также рьяно поддержали два лидера современности. Наследие этого мирового сухопутного торгового пути актуализирует налаживание и тесное поддержание разносторонних связей Таджикистана, как по схеме «Восток - Запад», так и в направлении «Север - Юг». Другими словами, мы продолжаем укрепление двусторонних отношений со всеми государствами, которые расположены по четырем сторонам от нас, не отдавая явного предпочтения одному из них в ущерб другому. Когда лидеры двух сверхдержав идут навстречу друг другу, когда как западная, так и восточная часть обширного Евразийского континента консолидируется, Таджикистан не может оставаться в стороне. Когда на Севере будет реализовываться проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Пекин – Москва – Стокгольм, в центральной части Евразии должна быть проложена дублирующая магистраль Пекин – Душанбе – Стамбул – Брюссель, которая будет создавать «осевую линию Евразии», что отвечает интересам всех сухопутных стран Евразии. Не мы должны стремиться к морю, а море к нам. Тогда возобновится паритет между сухопутной и морской частями мировой торговли, который был нарушен во времена Великих географических открытий. Снова актуализируется знаменитая народная поговорка «Лошади - на севере, лодки - на юге», которая символизировала данный баланс мировой торговли между ее сухопутной и морской частями во времена Танской империи в Китае и Саманидов в Вароруде.

В новых условиях территория Таджикистана не будет местом соперничества между Россией и Китаем, она должна стать местом совместной реализации ими крупных инфраструктурных, промышленных, энергетических и иных проектов.

Среди многочисленных проектов совместной реализации в последнее время стал особо выделяться проект железной дороги Кашгар – Маркансу - Ак-байтал – Муксу – Алтын Мазар – Джиргаталь – Куляб – Душанбе – Мазари Шариф – Герат – Тегеран – Стамбул, которая связала бы в самом оптимальном варианте Китай через Таджикистан со Средним и Ближним Востоком и Западной Европой. Если в прошлом бадахшанский (ваханский и шугнанский) и каратегинский маршруты являлись ключевыми и самыми оживленными маршрутами Великого шелкового пути, то этот высокогорный железнодорожный маршрут стал бы реальным воплощением возрождения Великого шелкового пути. Поэтому в настоящее время у нас появился прекрасный шанс реализовать одну из великих нереализованных идей времен «Большой игры».

В конце XIX – начале ХХ в. среди российских и других инженеров-железнодорожников и банкиров бурно обсуждался проект строительства железной дороги из Европы (России) в Индию через Центральную Азию (через Памир или Припамирье), который не был реализован в тот период «мирового бума строительства железных дорог». Главная причина неосуществления этого проекта в то время заключалась в отсутствии практики строительства железных дорог в условиях высокогорья. Другая причина общеизвестна - законы политики «Большой игры» и начало мировой войны.

В настоящее время мы можем опираться не только на огромное желание Китая возродить Великий шелковый путь (мегапроект «Один пояс - один путь»), но и на его опыт строительства железных дорог в условиях высокогорья (в Тибете).

Этот грандиозный проект имеет свойства мультипликации (т.е. размножения), так как сразу появится самое удобное ответвление вглубь Афганистана на южном направлении и возможность соединения через него с пакистано-индийской железнодорожной системой. На севере она соединится с казахстано-российской системой. Другими словами, эта высокогорная железная дорога позволит открыть эру высокогорных и высокоскоростных железнодорожных магистралей на «Крыше мира». Если посмотреть на мировую карту железных дорог, то после строительства железных дорог в Тибете и Андах (Латинская Америка), Памиро-Алайский, Гималайский, Гиндикушский субрегионы остаются «белыми пятнами», что необходимо исправить. Вкладом родного Таджикистана в этот архиважный проект может стать реализация политики «месторождение полезных ископаемых взамен иностранных инвестиций». Сухопутный «один пояс» нового Шелкового пути немыслим без строительства железной дороги в северной части Памира, по территории родного Таджикистана, так же как и полноценное возрождение Великого шелкового пути.

Тогда мы крепко будем связаны с двумя сверхдержавами современности – Россией и Китаем, - с которыми у нас уже сложились отношения стратегического партнерства. Строительство Памирского железнодорожного тракта наполнит эти стратегические отношения реальным содержанием.
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Суверенный Таджикистан между мегапроектами современности

Суверенный Таджикистан между мегапроектами современности
27.04.2024


Апрель 2024 (12)
Март 2024 (1)
Февраль 2024 (26)
Январь 2024 (13)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (3)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Исфара, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, ПИВТ, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, банк, бензин, бизнес, встреча, выставка, конкурс, мигранты, налоги, наркотики, праздник, президент Таджикистана, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ