Здешние деревни Ле-Барру, Руссильон, Менерб и их окрестности по праву считаются самыми красивыми местами во Франции. Что в них особенного?
Кюкюрон
Деревня оливкового масла
Средневековая деревня в 55 километрах к востоку от Авиньона — идеальная «натура» для кинематографистов. Жан-Поль Рапено снял здесь «Гусара на крыше» (1995), а Ридли Скотт — «Хороший год» (2006). Но Кюкюрону приходилось переживать и не такое. В 1720 году эпидемия чумы выкосила треть его населения. С тех пор в благодарность за «чудесное спасение» жители каждый год в предпоследнюю субботу мая чествуют небесную покровительницу деревни святую Туллию. Процессия несет к церкви ее имени тополь и торжественно сажает дерево во дворе.
Каждый вторник в первой половине дня у местного пруда проходит многолюдная ярмарка, на которой можно найти любые дары провансальского лета: лаванду, душистое мыло, домашний джем, мед из цветков акации, дыни, персики, свежие овощи для рататуя. И, конечно, оливки. Другая печальная глава в истории Кюкюрона — «оливковый кризис» 1956 года. В ту зиму в округе перемерзли почти все оливковые деревья. В последующие годы фермерам пришлось перепрофилироваться на виноград и овощи.
Когда-то здесь работало семь маслобойных мельниц. До наших дней с XVIII века сохранилась лишь одна — «Мулен-Дофин», зато действующая. На ней по-прежнему производят оливковое масло высочайшего качества. Владельцы Селин и Стефан Гаске с удовольствием ответят на вопросы посетителей. Сама мельница и погреб находятся в гроте в старой городской стене на Рю-дю-Мулен-а-Юиль.
Ле-Барру
Деревня — этап велогонки Тур-де-Франс
Даже в разгар сезона эта деревушка на северо-западе Прованса с 650 жителями и бенедиктинским монастырем может показаться опустевшей. Ни турагентства, ни кондитерской. Единственный отель — «Ле-Жераньом». При нем уличное кафе, где любят собираться местные жители. Зато раз в году в июле здесь проходит этап самой престижной велогонки мира — Тур-де-Франс. Для велосипедистов и большинства туристов Ле-Барру — лишь остановка на пути к 1912-метровой горе Мон-Ванту. Одна из трех «священных вершин» Прованса — главное украшение круговой панорамы, которая открывается с замковой стены.
Замок Барру построен в XII веке и поныне остается самой высокой точкой города. И центральным ориентиром. Как в топографическом, так и в туристическом смысле. Пройти мимо него просто невозможно. Поднимаясь в гору по пустынным улочкам, рано или поздно окажешься на одной из его обзорных площадок.
Мустье-Сент-Мари
Деревня гончаров
С 1981 года родина знаменитого фаянса официально входит в список «красивейших деревень Франции». Своим появлением на свет она обязана монахам, которые полторы тысячи лет назад обосновались в местных скальных гротах. «Церковь, городские стены, часовня, акведук, фонтан, дома из известкового туфа с черепичными крышами пастельных тонов — все эти элементы образуют монолитное, но живое единство», — справедливо утверждает сотрудница местного туристического офиса.
В дополнительной рекламе это место по соседству со знаменитым Вердонским ущельем и не нуждается. Летом деревня с населением в семьсот душ переживает наплыв туристов: по три тысячи человек в день. Многие приезжают сюда ради фаянса. Появление этого «бренда» — заслуга «короля-солнца» Людовика XIV. Нуждаясь в деньгах для финансирования своих многочисленных войн, он велел аристократии сдать на переплавку всю золотую и серебряную посуду. А чтобы подать пример подданным, сам перешел на фаянс и таким образом ввел его в моду Благодаря этому деревня Мустье-Сент-Мари, старинный центр гончарного производства, быстро разбогатела.
Банон
Книжная деревня
В отличие от своих «звездных» соседей по горному массиву Люберон (Менерба, Лакоста, Горда и Бонье), деревня Банон лежит на отшибе. При приближении к ней шоссе пустеет. А пейзажи становятся все более дикими. Но по прибытии ожидает сюрприз: толпы туристов, гуляющих по округе или сражающихся за место на парковке. Многих привело в это «захолустье» одно-единственное желание — увидеть книжный магазин «Ле-Блеэ», который вот уже 23 года остается бесспорным символом Банона. Несколько этажей, 675 квадратных метров, 112 тысяч изданий — не на заказ, а прямо тут, на полках. Книг в Баноне в сто раз больше, чем жителей.
Создатель этого храма литературы, конкурирующего на равных с ведущими общенациональными сетевыми книготорговыми компаниями типа FNAC, — 62-летний Жоэль Гаттефоссе. Столяр по образованию, в 1990 году он выкупил в кредит дом в центре деревни и объявил его книжным магазином. За этот подвиг во имя литературы правительство Франции в 2012 году наградило его Орденом искусств и изящной словесности. Сейчас «Ле-Блеэ» — шестой по величине книжный магазин в стране, а к 2015-му обещает стать самым большим. В последнее время Жоэль Гаттефоссе объявил войну интернет-гиганту «Амазон», устроив на краю деревни книжный склад вместимостью три миллиона книг, с отделом почтовой доставки, который способен обрабатывать по пять тысяч заказов в день.
Руссильон
Деревня красок
Колоритное место, в буквальном смысле. Римляне так и назвали его «красной деревней» — vicus russulus. Они первыми стали добывать здесь охру для изготовления красок. До начала двадцатого века главным источником доходов местных жителей были мельницы-краскотерки. На них богатый охрой грунт из окрестных карьеров перерабатывался в натуральные желтые и красные пигменты. Сейчас полюбоваться рыжеватыми фасадами домов сюда приезжают более 120 тысяч туристов в год. В обязательную программу входит посещение расположенного неподалеку Музея охры и красок. Он организует учебные курсы для желающих постичь секреты охры. Директор месье Барруа подскажет и адрес пункта проката велосипедов, который доставляет двухколесные машины прямо к музею. На них можно заехать далеко в охровые горы по трассе D4 и полюбоваться карьерами, которые оставили римляне и их последователи.