Дилшод Назаров — чемпион со сложной формулой успеха
21.10.2015, 10:04
Мы настолько привыкли к его образу чемпиона, что даже не задумываемся, сколько пота и крови он пролил, чтобы сохранить за собой это имя. Вот и Махпора Киромова, отправляясь к Дилшоду Назарову на интервью, не ожидала открыть для себя другую сторону этого таджикского Аполлона.
Нечестное правило игры
Второй сильнейший в мире, первый в Азии, вроде все этим сказано. Но, чтобы прийти к этому Дилшоду Назарову пришлось в свое время отказаться от прекрасного детства, а сейчас — от спокойной и умеренной жизни рядом с любимой семьей.
Вот почему, своим детям, как и все родители, он желает лучшего — не становится профессиональным спортсменом.
— Мои дети, 13-летний Далер и 11-летняя Амина, занимаются вокалом в студии «Хафтранг». Они почему-то пошли в музыку, хотя в моем роду не было ни одного человека в этом направлении. Да и я совсем немузыкальный, — смеется спортсмен. — Но, думаю, оно и лучше, поскольку кому как не мне знать через что надо пройти, чтобы быть в большом спорте. Я, например, 22 года назад, выбрав этот вид, был лишен практически всего.
Воспоминания из детства — он или тренируется или отдыхает, стоя у окна дома. А там мальчишки — его сверстники во всю гоняли мяч. Его, конечно, звали присоединиться, но 10-летний Дилшод уже тогда понимал, что в спорте есть одно правило игры, не совсем честное — нужно уметь отдавать многое, чтобы взамен получить хоть что-то.
А привили это ему родители, которые тоже занимались спортом: отец бронзовый призер Советского Союза по пожарно-прикладному спорту, мать член сборной Советского Таджикистана по гандболу.
В роду Дилшод единственный метатель молота. Собственно говоря, именно в этом — быть первопроходцем в новом направлении — дети вокалисты, наверное, и пошли в него.
— Ну, признайтесь, вы же хотите, чтобы хотя бы ваш сын стал метателем молота, — спрашиваю я, поскольку знаю, как отцы желают видеть свое продолжение в детях.
— Не могу сказать, что горю желанием. Стараюсь всегда в вопросе выбора и волеизъявления детей быть демократичным отцом. Но, если все же выбор сына позже падет на спорт, я ему обязательно помогу. Хотя, думаю, он не хуже меня знает, что спорт будет отбирать у него многое, ведь будучи моим сыном, он уже сталкивается с жертвами — из-за частых турниров за рубежом и моих тренировок нам приходится по несколько месяцев не видеть друг друга. Слава Богу, хотя бы есть Skype, который делает эти разлуки менее заметными, — смеется молотобоец.
Культура в три поколения
А пока его сын еще растет, наш герой готовит к большому спорту других: сейчас у него трое учеников, среди которых есть и девушка. Семнадцатилетняя Нукрия Неккадамова, кстати, сегодня является единственной представительницей прекрасного пола в Таджикистане, которая метает молот.
— До этого у меня тоже были ученики, которые занимали призовые места на чемпионатах в Азии, но, к сожалению, по семейным обстоятельствам они разбежались: кто-то уехал в Канаду, кто-то в Россию. А сейчас, — рассказывает спортсмен, — готовится новое поколение метателей. Все трое очень молодые, но, я думаю, у них светлое будущее. Если будут трудиться, то дай Бог, поднимут наш флаг на международных турнирах.
Вообще, метание молота — очень сложный с точки зрения техники вид спорта. Здесь механика дальности полета снаряда зависит от ряда причин: от начальной скорости вылета, угла вылета, сопротивления воздушной среды и высоты выпуска снаряда. Есть даже целая формула дальности броска, но сейчас не об этом. Именно эта сложность техники, наверное, и стала причиной того, что представителей этого вида спорта в Таджикистане не так много.
Хотя на маленький Таджикистан все же хватает чемпионов.
— У нас был олимпийский чемпион Андрей Абдувалиев, чемпион Европы Руслан Дикий, призер СССР среди юниоров Сухроб Мардонов, потом появился и я, номер один в Азии, — горделиво улыбаясь, произносит он.
В Азии он действительно вне конкуренции, но вот на мировой арене у него соперников предостаточно, и одним из главных на Олимпийских играх 2016 года, как и в нескольких предыдущих турнирах, будет польский спортсмен Павел Файдек. Сейчас он занимает первое место в мировом рейтинге.
— Ну, таких соперников, как он — мирового уровня — у меня не менее пяти и я не сбрасываю со счетов ни одного из них. Но на предстоящих играх в Рио-де-Жанейро Файдек все же будет конкурентом номер один. Как спортсмен в этом году я у него недостатков вообще не увидел. Он был на голову выше всех и показал очень высокий результат — 83 метра. Вот почему в новом сезоне тренировок, которые я начну уже в середине октября, все силы будут брошены на максимальную подготовку к олимпиаде следующего года.
Цена победы
Кстати, ближе к концу тренировочного сезона таджикский метатель молота продолжит свою подготовку, как обычно, в чешском городе Яблонец.
Там, как объясняет Дилшод, помимо того, что живет его менеджер, есть условия: хороший сектор, хорошая поляна, молоты любого веса.
— Еще есть такой момент, что в основном соревнования проходят в Европе и мне ездить с Чехии легче. Во-первых, затрат меньше на переезды и перелеты, а во-вторых, не так сильно устаю. Оттуда, максимум час перелетов, а с Душанбе это очень долго и дорого каждый раз, — поясняет спортсмен. — В этом году, например, у меня было 16 турниров — это постоянные перелеты, нагрузки, стресс, тренировки, это много пролитого пота и крови.
— А вот люди видят только то, сколько я заработал, выиграв на том или ином турнире, — засмеялся Дилшод, напомнив о недавних заголовках местной печати, в которых сообщалось, что за вице-чемпионство в мире он получил $30 тысяч.
Если честно, считать деньги в его кармане невольно начала и я, когда речь зашла о последнем указе президента о премировании спортсменов, согласно которому только минимальная премия составляет 75 тыс сомони (примерно, 11 тыс. долларов США), а за «золото» в мире — все 300 тыс сомони (примерно, 35 тыс. долларов США) дают.
Кстати, в появлении этой премии не мала и заслуга Комитета по делам молодежи, спорта и туризма при правительстве страны, где уже с января прошлого года Назаров работает в качестве зампредседателя.
Сам метатель молота считает появление президентской премии большим прорывом и стимулом для таджикских спортсменов.
— Нормальных спортсменов у нас в Таджикистане по пальцам можно сосчитать и, естественно, их поддержка не должна составить правительству труда, — говорит он. — Профессиональный спорт — это работа, за которую за рубежом люди получают деньги и даже пенсию.
В России, например, олимпийцам платят $1 тысячу пенсии. У нас пока такого нет, но мы движемся в этом направлении. И, естественно, учреждение президентской премии - это огромный стимул, в первую очередь, для тех ребят, которые завязали с большим спортом. Они сейчас возвращаются.
Но это не единственное, что радует метателя молота. Будучи главой Федерации легкой атлетики и зампредом Комитета, он начал, как сам говорит, видеть развитие спорта в Таджикистане в целом.
Так, по его наблюдением, огромный поток молодежи сейчас тянется к таким вида спорта, как дзюдо, бокс, таэквондо и легкая атлетика.
— И каждый из них может стать лучшим в своем виде, поскольку они сейчас имеют такие возможности, о которых мы мечтали в свое время.
Я, например, в молодости, знать не знал, что такое сборы. Для меня принять участие в 1-2 турнирах за год — это было счастье. А сейчас у молодых на каждом шагу есть возможность показать себя на турнирах. Эта возможность дает им самое главное — выступать и постоянно вариться в этой каше, что означает воспитать в себе самоконтроль, который обеспечивает, если не 90%, то все 70% успеха точно.
Правила чемпиона
— Дилшод Назаров уверен, что плов должен входить в обязательный рацион каждого будущего чемпиона. Это национальное блюдо является его самой любимой едой.
— На тренировки в сутки метатель молота тратит 6 часов. Он уверен, кто посвящает себя спорту меньше, тот всего лишь физкультурник.
— Несмотря на своеобразное отношение к физкультурникам, он уверен, что они правы, не выбирая большой спорт, поскольку физкультура — лечит, спорт — калечит.
— Он знает много поговорок, связанных со спортом. Поговорку «Где родился, там и пригодился» он тоже причисляет к разряду спорта и жизни спортсмена.
— Его личный рекорд в метании молота 80,71 метров. Этот результат, который никогда больше не повторился, он показал в 2013 году в немецком городе Халле.
— Он ужасный киноман, любит исторические фильмы.
— О себе он говорит: «Я горячий мужчина с сильным духом».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.