Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала отчет о развитии гражданского общества в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии, переживающих переходный период.
Таджикистан получил оценку 6,25 по шкале 1-7, где «1» – высшая оценка демократического прогресса, а «7» – низшая. Среди стран бывшего СССР высшей оценки не удостоилась ни одна.
Ниже России в рейтинге демократии оказались: Азербайджан (6,64), Беларусь (6,71), Казахстан (6,57), Россия (6,21), Туркменистан и Узбекистан – по 6,93.
Правительства этих стран отнесены к категории «консолидированный авторитарный режим».
Украина (4,86), Грузия (4,75), Кыргызстан (5,96) и Армения (5,36) – оказались в переходной категории, где руководство Украины и Грузии обозначено как «переходное правительство или гибридный режим», а руководство Кыргызстана и Армении – как «полуавторитарный режим».
Наибольшего прогресса, согласно исследованию Freedom House, достигли страны Прибалтики – Эстония, Латвия и Литва получили «1,96», «2,02» и «2,32» – соответственно, режим в этих странах квалифицирован как «консолидированная демократия».
Доклад охватывает период от 1 января до 31 декабря 2012 года. Рейтинг состояния демократии складывается из оценок состояния выборного процесса, гражданского общества, независимости СМИ, государственных и местных органов власти, независимости судебной системы и уровня коррупции.
Согласно сообщению от Freedom House, рейтинг Таджикистана по показателю «Гражданское общество» ухудшился из-за многолетних неослабевающих преследований, направленных против независимых религиозных лидеров и исламских групп.
В 2012 г. правительство закрыло несколько мечетей, установило аппаратуру наблюдения в других религиозных организациях и пристально следило за работой различных религиозных деятелей. Несмотря на отмену в июле уголовной ответственности за клевету, Таджикистан дважды за два года получил понижение рейтинга в категории «Независимые СМИ» - из-за резкого роста цензуры в сетевых изданиях и социальных сетях. Это стало особенно заметно после крупномасштабной военной операции в Горно-Бадахшанской автономной области. Сфера СМИ Таджикистана еще может считаться относительно открытой по религиозным стандартам, но события последних двух лет предполагают, что пропасть между Таджикистаном и его более автократичными соседями сокращается.