Адвокат гражданки Таджикистана Сабохат Назировой - Шухрат Кудратов заявляет о нарушении законодательства со стороны генерального прокурора страны.
«ПОСЛЕ приобретения независимости Таджикистан пошел по демократическому пути развития, а после принятия в 1994 году Конституции объявил себя демократическим, правовым государством. В стране заработала система сдержек и противовесов, власть была разделена на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
Органы прокуратуры не входят ни в одну из этих ветвей власти, так как их задача состоит в обеспечении верховенства закона, укреплении законности и правопорядка в государстве. То есть они призваны осуществлять надзор за исполнением законов со стороны всех ветвей власти и должностных лиц. В первую очередь, органы прокуратуры обязаны сами соблюдать и исполнять Конституцию и законы страны.
Справляется ли Генеральная прокуратура с задачами, возложенными на нее государством? Отвечу - нет, не справляется! Так как Генеральная прокуратура РТ занимается не защитой интересов граждан, а защищает интересы определенного круга лиц.
За примером далеко ходить не надо. Об этом говорит уголовное дело №0105 в отношении гражданки РТ Сабохат Назировой, которая обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 246 (хищение средств, выданных в качестве кредита) и 340 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) УК РТ.
…3 ноября 2009 года Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли, рассмотрев представление президента Республики Таджикистан, в честь пятнадцатой годовщины со дня принятия Конституции, года памяти Великого Имама и в целях осуществления принципа гуманизма принимает Закон «Об амнистии».
Преступление, совершенное С. Назировой, подпадает под действие этого закона. Она совершила преступление в мае 2009 года. А уголовное дело в отношении нее было возбуждено в 2012 году. В соответствии с данным законом об амнистии прекращается расследование уголовных дел, находящихся в процессе дознания и предварительного расследования, на рассмотрении суда, и уголовных дел, не рассмотренных судами. Все женщины, которые совершили преступление до вступления данного закона «Об амнистии» 2009 года в юридическую силу, должны быть амнистированы; те женщины, которые совершили экономические преступления, амнистируются, а возбужденные уголовные дела прекращаются в отношении них без возмещения ущерба.
Этот закон «Об амнистии» 2009 года для женщин считался «золотой амнистией».
Следователь УМВД по городу Душанбе майор милиции Шомахмадов С.Х., который вел дело Назировой, в декабре 2012 года принимает решение о его прекращении в соответствии с применением закона «Об амнистии». Но сотрудники прокуратуры города Душанбе не утвердили данное решение и отправили дело на дополнительное расследование. Второй раз следователь в январе 2013 года снова принимает решение о прекращении уголовного дела, но и на этот раз городская прокуратура отказывается утвердить данное решение и дает понять, что дело должно быть рассмотрено в суде.
Следователь в личной беседе сослался на то, что сам генеральный прокурор заинтересован в том, чтобы данное уголовное дело было направлено в суд. И по этой причине он якобы не может применить закон об амнистии в отношении моей подзащитной.
Мы также обращались с ходатайством о применении закона «Об амнистии» в отношении моей подзащитной в прокуратуру города Душанбе, где уголовное дело находилось на рассмотрении и для утверждения (или неутверждения) обвинительного заключения. Там нам открыто сказали, что это уголовное дело должно быть прекращено в связи с применением закона об амнистии, но сам генеральный прокурор против этого, он заинтересован, чтобы дело было направлено в суд. Причина этого в том, что потерпевший от действий С. Назировой, по утверждению последней, является родственником Шерхона Салимзода.
Возникает естественный вопрос: чьи интересы защищает генеральный прокурор? Интересы семьи и родственников генерального прокурора стоят выше интересов государства и других граждан Таджикистана? И имеет ли право генеральный прокурор занимать эту должность, когда у него интересы семьи и родственников стоят на первом месте?
Я требую от генерального прокурора прояснить данную ситуацию и ответить на поставленные вопросы».