С разрушением семьи большая часть женщин остается на улице с детьми. Несмотря на существующие законы, в большинстве случаев женщины и сегодня не могут отстоять свои права.
МЕХРИНИСО Мирсаидова живет в городе Чкаловске Согдийской области. Школьные каникулы дают ей возможность садиться за стол со своими детьми. А так она редко их видит, ведь ее дети воспитываются в интернате. Одиннадцать лет назад Мехринисо потеряла своего мужа. Какое-то время она и ее дети жили в семье мужа, но потом родители мужа выставили вдову с детьми на улицу. Сама женщина вспоминает это со слезами на глазах. «После смерти мужа свекровь стала меня упрекать, говорила, чтобы я уходила из их дома. Но я все терпела ради детей, - рассказывает Мехринисо. - Однажды она даже избила меня. Пришлось вернуться к больным родителям. Когда глава селения и имам мечети попросили родителей супруга разделить имущество, то свекор сказал, что нам ничего не полагается. Не знаю, куда еще обратиться. Мне стыдно жить у родителей».
Старшие сыновья Мехринисо после каникул возвращаются в школу-интернат города Чкаловска. Здесь они получают образование и общаются со сверстниками с похожей судьбой. «До того как бабушка и дедушка выгнали нас, - говорит Шахроми Мирзомурод, старший сын Мехринисо, - мы помогали маме по хозяйству, пасли коров. Содержать нас маминым родителям было тяжело, потому что дедушка инвалид. Вот и отдали нас в интернат».
Мехринисо не единственная женщина с такой судьбой. Вдовами остаются все чаще. Мужчины стали погибать, будучи на заработках в России, в автокатастрофах, от употребления наркотиков. Вот только заботиться о дальнейшей судьбе их детей родители мужа не всегда соглашаются. Другими словами, их просто выгоняют из дома.
По официальным данным, в 2012 году в Согдийской области зарегистрировано более 27 тысяч браков. Вместе с тем распалось около трех тысяч семей. В нотариальные конторы все чаще стали обращаться покинутые жены. Причина во многих случаях одна – имущественный спор. По словам Масъуды Хакимовой, сотрудницы нотариальной конторы, только нотариус может определить, имеют ли пострадавшие право на наследство или нет. «Конечно, когда супруги разводятся, их имущество должно быть разделено. К нам часто обращаются женщины с жалобой на то, что они лишены имущества, потому что свекровь выгнала их из дома. Хотя она и ее несовершеннолетние дети имеют на имущество полное право», - отметила она.
Участились такие случаи в 2009 году. После этого областной комитет по делам женщин и семьи решил создать бесплатные юридические консультации. В прошлом году за помощью в такие консультации обратились около пяти тысяч женщин.
По словам специалиста областного комитета по делам женщин и семьи Мунавары Дадобоевой, основная проблема в том, что зачастую имущество молодых пар принадлежит родителям супруга. «В случае расторжения брака выходит, что жена остается ни с чем, дом не принадлежит супругам. Делить нечего. Поэтому настоятельно советую перед вступлением в брак составлять брачный контракт», - отметила она.
20 лет назад Таджикистан принял конвенцию, защищающую права и свободы женщин. Но не каждая таджичка решится бороться с несправедливостью с помощью закона. Многие женщины считают, что в семейных отношениях стыдно проявлять меркантильность, и покорно соглашаются с тем, что владелец всего совместного имущества - мужчина. Такой менталитет сохраняется уже более двадцати веков. Хотя закон говорит совсем о другом: имущество умершего на основе Гражданского кодекса распределяется по завещанию.
По словам адвоката Азизы Фаёзовой, если завещания нет - в первую очередь наследниками являются дети, супруги, приемные дети, внуки. «Они могут заявить право на наследство, но из-за низкой правовой грамотности женщины страдают, - говорит адвокат. - Они должны через суд отстаивать свое имущество».
Права женщины защищают и законы шариата, в которых распределение имущества является важным вопросом. В них четко определяются отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми. Расписано и то, как строить семью, и как поступать в случае расторжения брака. Главное - равенство мужчины и женщины.
«В Совет улемов приходят многие женщины. К сожалению, сегодня мужья после развода не оставляют своим женам и детям ничего, - говорит глава улемов Согдийской области Ходжихусейн Мусозода. - Согласно шариату, когда муж отпускает жену, то он должен обеспечить ее крышей над головой. Если умер, то жена имеет право на имущество мужа. Выгнать семью из дома или отправить ее к родственникам это грех».
Закаленные жизнью женщины выезжают на заработки за пределы страны. Только в прошлом году в Таджикистан привезли тела пятидесяти умерших на чужбине женщин.
Из десяти опрошенных женщин восемь заявили, что кроме религиозного обряда нужно обязательно официально зарегистрироваться и составить брачный контракт. «Это - надежная защита и опора, - считают женщины. - Многие наши женщины, социальное положение которых неблагополучно, заканчивают жизнь самоубийством и оставляют детей на улице. Однако составлять брачный контракт соглашаются далеко не все. Либо стесняются, либо боятся позора. Потому что в Таджикистане честь семьи в целом и благополучие детей в будущем поддерживается за счет самопожертвования женщины. Общество осуждает женщину, если она выносит семейные конфликты за порог дома. Многие советуют не вмешивать в семейные дела правозащитников. Но в конечном итоге другого способа отстоять свои права у женщин нет.
…А дети Мехринисо все еще остаются в интернате, где находятся сотни детей с похожими судьбами. Некоторые даже говорят, что в интернате лучше, чем дома, потому что воспитатели заменили им родителей. Только малая часть из интернатских детей остались без родителей, у остальных есть и мамы, и папы. Вот только навещают детей они редко.