Согдийская областная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении двух заключенных худжандской колонии Садриддина Тошева, известного как Кори Садриддина, и Сунатулло Ризоева по ст. 332 ч. 2 (Действия, дезорганизующие работу мест лишения свободы) и 346 ч. 2 (Заведомо ложный донос) УК РТ. Об этом «АП» сообщила адвокат Тошева Файзинисо Вохидова.
По ее словам, основанием для возбуждения дела указывается передача в СМИ, в частности на сайты «Азия-Плюс» и Радио Озоди ложных данных и сфальсифицированной видеосъемки из мест заключения.
«Прокуратура полагает, что осужденные намеренно нанесли друг другу побои, а затем сняли на камеру мобильного телефона полученные травмы с тем, чтобы искусственным путем обвинить администрацию и сотрудников колонии в нанесении телесных повреждений», - говорит Вохидова.
От других комментариев адвокат отказалась, ссылаясь на взятую с нее подписку о неразглашении материалов следствия.
Начальник худжандской колонии Диловар Арабов подтвердил «АП» факт возбуждения уголовного дела в отношении двух заключенных и подчеркнул, что на период предварительного следствия оба переведены в СИЗО №2 города Худжанда.
Тошев и Ризоев в числе большой группы заключенных были переведены в худжандскую колонию из исправительной колонии №1 города Душанбе осенью прошлого года, после того, как там скончался осужденный Хамза Икромзода. Его родные до сих пор утверждают, что на теле Хамзы были видны явные следы пыток, в то время как эксперты констатировали смерть Икромзода в результате самоповешения.
Напомним, Садриддин Тошев в 90-х годах входил в состав вооруженных сил Объединенной таджикской оппозиции и был одним из полевых командиров во время противостояния. После окончания войны он вернулся к мирной жизни. Однако в 2001 году Тошев был приговорен к 25 годам лишения свободы по обвинению в терроризме, захвате заложников и причастность к группировкам Махмуда Худойбердыева и Намоза Курбоналиева.
Его имя вновь появилось в СМИ осенью 2011 года, когда он объявил голодовку в знак протеста против нарушения его прав. По мнению заключенного, согласно двум законам «Об амнистии» (2001 и 2011 гг.), он уже должен быть выпущен на свободу, однако до сих пор в его отношении ни один из этих законов не был применен.
Более того, Тошев написал письмо, адресованное на имя президента страны Эмомали Рахмона, в котором жалуется, что за все время заключения в его отношении ни разу не была применена амнистия.
«… Меня обвиняют в причастности к группировкам Махмуда Худойбердыева и Намоза Курбоналиева, вместе которыми я якобы на протяжении многих лет совершал различные преступления. С этим приговором Верховного суда я категорически не согласен, но все мои обращения для его опротестования за эти годы никаких результатов не дали. Сейчас мое обращение также находится в Верховном комиссариате ООН по правам человека», - указывается в письме.
По словам родственников С. Тошева, осенью прошлого года суд рассмотрел возможность применения к нему амнистии, которая давала бы ему право отбыть оставшийся срок в колонии-поселении, однако после этапирования в худжандскую колонию и возбуждения уголовного дела об амнистии в ближайшее время не может быть и речи.