Коалиция НПО против пыток в Таджикистане приветствует усилия государства по предотвращению и запрету пыток и жестокого обращения. Об этом отмечается в распространенном сегодня открытом заявлении Коалиции.
Далее в заявлении отмечается: «Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем выступлении в День таджикской милиции сказал: «Учитывая высшую ценность прав и свобод человека, решительно заявляю, что ни один сотрудник правоохранительных органов при каких бы то ни было случаях, не имеет права для использования пыток и унижения чести и достоинства человека».
О политике «нулевой толерантности к пыткам» заявила и официальная делегация Таджикистана 7 ноября текущего года в Комитете ООН против пыток, представляя Национальный доклад о ходе выполнения Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Однако серьезную озабоченность Коалиции вызывают продолжающие поступать сообщения от заключенных и их родственников о фактах пыток и жестокого обращения, которые применяются со стороны сотрудников исправительных колоний в отношении осужденных.
7 ноября в Коалицию НПО против пыток в Таджикистане поступила информация о том, что в ночь с 5 на 6 ноября 2012 года более 50 заключенных из колоний г.Душанбе и прилегающих к столице районов были этапированы в исправительную колонию Я/С №3/3 г.Худжанд. Этапированные заключенные заявили об их жестоком избиении по прибытию на место назначения.
В среду, 7 ноября, родственники заключенных написали соответствующую жалобу в Генеральную прокуратуру РТ, после чего обратились к членам Коалиции НПО против пыток в Таджикистане с просьбой о содействии в проведении судебно-медицинской экспертизы, а также в предоставлении юридической помощи.
Этапированные заключенные о своем местонахождении и жестоком избиении со стороны сотрудников исправительной колонии Я/С №3/3 сообщили различными способами, в частности, посредством мобильной связи и записок. Основания перевода из одной колонии в другую им никто, так и не сообщил».
Далее в заявлении приводятся слова замначальника Главного управления исполнения уголовных наказаний министерства юстиции РТ Ильхом Махмудов сообщившего, что перевод был осуществлен согласно плановым мероприятиям. Однако, по словам родственников этапированных заключенных, они не были проинформированы об этом. Для многих из них такой перевод влечет неудобства и проблемы, так как они проживают в Душанбе и близлежащих к столице районах.
По их словам, среди этапированных находились четверо свидетелей по делу смерти Хамзы Икромзода, который скончался 20 сентября в столичной исправительной колонии Я/С №3/1, предположительно в результате применения к нему пыток.
Махмурод Ризоев сообщил членам Коалиции, что его сын Сунатулло Ризоев, один из свидетелей смерти Хамзы Икромзода, подвергся сначала давлению со стороны тюремных надзирателей в душанбинской колонии Я/С №3/1, а затем жестокому избиению в худжандской колонии Я/С №3/3. «Когда следователи, расследующие факт смерти Икромзода, пришли в колонию, мой сын открыто рассказал, что своими глазами видел, как Хамзу избили до смерти, и он не собирался менять своих показаний», - говорит отец заключенного.
Однако, по словам замначальника Главного управления исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции РТ Ильхома Махмудова, не имеют оснований сообщения о том, что заключенные были этапированы в целях неразглашения подробностей смерти Хамзы Икромзода.
По некоторым данным, в худжандскую колонию переведены Ильхом Рустамов, Сунатулло Ризоев, Тоджиддин Ризоев, Умед Холмуродов, Кайс Шарипов, Зоир Рахматов, Садриддин Махмадов, Садриддин Тошев и др.
По просьбе родственников заключенных, юристы организаций-членов Коалиции НПО против пыток в Таджикистане представляют интересы некоторых из вышеперечисленных заключенных. 10 ноября 2012 адвокат юридической консультации №1 г.Худжанда при Коллегии адвокатов Согдийской области, представляющий интересы Ризоева Суннатуло, посетил колонию Я/С №3/3 г.Худжанда с письменным обращением о свидании с последним, однако ему было отказано в регистрации обращения в связи с объявленным 5 ноября карантином, который не снят по настоящее время.
Комитет по правам человека в своих Замечаниях общего порядка к статье 7 МПГПП определил, что «отсутствие незамедлительного доступа к адвокату и родственникам и содержание человека без связи с внешним миром, создает риски применения пыток к последнему и должно быть запрещено государством».
В связи с вышеизложенным, Коалиция НПО против пыток в Таджикистане, принимая во внимание:
- международные обязательства Республики Таджикистан по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
- заверения страны в Комитете ООН против пыток о широком привлечении гражданского общества в реализацию рекомендаций данного Комитета,
требует от правительства страны:
- Обеспечить незамедлительный доступ адвокатов к заключенным с целью оказания качественной юридической помощи и представления их интересов;
- Создать рабочую группу из числа представителей парламента, правительства РТ, Уполномоченного по правам человека в РТ, Генеральной прокуратуры РТ, министерства юстиции РТ, членов Коалиции НПО против пыток в
Таджикистане с привлечением международных экспертов по проведению судебно-медицинской и психологической экспертиз, а также наблюдателей из ОБСЕ и других международных организаций для независимого, беспристрастного и эффективного расследования инцидента, произошедшего в исправительной колонии Я/С №3/3 г.Худжанд, тем самым, продемонстрировать «нулевую толерантность» к фактам пыток в стране.