Сначала ему задавали лёгкие вопросы, потом перешли к основному – всех интересовала ситуация вокруг обвинения в употреблении допинга. Он рассказал, как продолжает бороться за правду, как его поддержал Эмомали Рахмон, и что делать, когда в спорт вмешивается политика?
«Спорт калечит, поверьте…»
- Что изменилось в вашей жизни после чемпионства на Олимпиаде?
- Трудно, конечно, сказать, что, что-то многое изменилось. Ну, больше стали узнавать, наверное. Я всегда благодарен Всевышнему, что он не дал мне заболеть «звёздной болезнью». Я всегда предупреждаю молодых спортсменов, и своих учеников, что самое страшное – это заболеть «звёздной болезнью». Если ты поймал «звёздочку», то можешь поставить крест на спортивной карьере.
Всевышний дал мне силу воли побороть такие мысли и оставаться таким же, каким был раньше. Сегодня ты на вершине, а завтра можешь опуститься вниз, поэтому, считаю, что в любой ситуации нужно оставаться, прежде всего, человеком.
- Когда у вас не было тренера, кто вас поддерживал?
- Прежде всего, я благодарен матери, которая сделала для меня очень многое в начале спортивной карьеры. Я даже не знаю, как передать словами, как она вложилась всей душой в мой успех.
На пути к медалям, конечно, были люди, которые очень сильно мне помогли. Особенно в переломный момент. В 2002 году в Азиатских Играх в городе Пусан в Южной Корее, я выступил плохо. Хотя по результатам и потенциалу должен был завоевать медаль, но даже не попал в финал. В тот момент я был молодым, и для меня это было трагедией. Тогдашнее руководство спорта республики поставил на мне крест, посчитав, что я больше не способен показать положительный результат.
И вот когда все отвернулись от меня, нашлись люди, которые поверили, дали толчок, и в 2004 году я в первый раз выполнил норматив для участия в олимпийских играх.
Я всегда горжусь тем, что я - участник четырёх Олимпийских игр, и ни разу не поехал на них по квоте - всегда завоёвывал путёвку сам.
- Трудна ли жизнь спортсмена?
- Настоящий спортсмен и просто физкультурник - это две разные категории людей. Спортсмен живет строго по расписанию, соблюдает режим, а физкультурник может себе позволить, что угодно. Есть поговорка - физкультура лечит, спорт калечит. Я согласен полностью. Большой спорт всегда калечит, поверьте...
Отказ от 1 миллиона долларов и память отца
- В своё время вам часто предлагали гражданства других стран, это правда?
- Да, в конце 90-х и начале 2000-х было много предложений из других стран принять их гражданство, и выступить под их флагом. Я – патриот, и чувствую себя комфортно в своей стране. Предлагали 1 миллион долларов даже в 2005 году, чтобы я выступил за Саудовскую Аравию. Были и другие предложения, поменьше, конечно.
Почему я не поддался их уговорам, деньгам, комфорту? Подумал, о том, что в гражданской войне мой отец отдал свою жизнь за установление конституционного строя. Мне было бы не позволительно вот так взять и уехать из страны, за мир в которой сложили свои головы так много людей.
- Почему после победы на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро вы вышли в майке с изображением отца, но с надписью «Сегодня я метаю молот за тебя, Дима!».
- Его имя Джамолиддин, но русские друзья по интернату, где он воспитывался, звали его Димой. А дело было так, мой тренер и менеджер узнали об этом у супруги, и за полчаса до финала Олимпиады позвали меня и говорят: «Есть сюрприз». Я уже одетый, собирался к стадиону, говорю им: «Давайте без сюрприза, у меня нет времени». И тут они дают мне майку с именем дорогого мне человека. «Я сейчас выиграю Олимпиаду и надену её!», - помню, воскликнул тогда я.
«В спорт вмешалась политика»
- Вас обвинили в употреблении допинга в 2011 году. Не могли бы вы прокомментировать ситуацию?
- Да, это очень сложная ситуация. Когда мне это сказали, я был в шоке. Потому что с 2007 года нахожусь под контролем у международных организаций, которые занимаются допингом. Они ко мне могут приходить 24 часа в сутки, и я для них всегда открыт. Я всегда их ставлю в известность о том, где я нахожусь, даже если я иду на ужин к маме домой. Я пишу им, что нахожусь по такому-то адресу, и вы можете всегда прийти и проверить меня. Кода мне сообщили, что я отстранён от чемпионата мира в связи с подозрением на употребление допинга, это для меня было - как гром среди ясного неба…
Хорошо, что на тот момент мой тренер и менеджер из Чехии подсказали нанять хорошего адвоката. Вот с ним мы и боремся уже третий месяц против этого поддельного обвинения. Но, к сожалению, пока нет продвижения.
Мы выполнили все условия, которые они ставили. Собрали все документы, все доказательства, всё, что требуется для оправдания. Но пока нет ответа, хотя полтора месяца уже прошло.
Мой адвокат уже задаётся вопросом, говорит, что это просто ненормально. Он сказал, это политическая игра, сказал - если ты сразу поднимешь руки, мы отойдём от дела. Но у меня натура не такая, чтобы просто сдаваться.
Политика сильно вмешалась в спорт. И это очень плохо. Сейчас трудные времена настали для спортсменов из бывшего Союза. Такие события происходят и вокруг спортсменов из России, Беларуси и других стран СНГ.
- После скандала вас лично поддержал президент Эмомали Рахмон. Скажите, что он вам сказал?
- То, что он сказал мне, лучше не расскажу. Конечно, он поддержал меня, как это было всегда. Выражаю ему благодарность.
Я был лидером сборной по всем видам спорта, и груз ответственности был высоким. Как руководитель, я своим примером должен был вдохновлять ребят на победы. В итоге после моего назначения зампредседателем комитета по делам молодежи и спорта, я стал призёром мирового чемпионата, потом стал олимпийским чемпионом. Думаю, все это благодаря поддержке президента.
Дай Бог, чтобы быстрее решалась ситуация с этим допинговым скандалом.
- И ещё один вопрос, кого вы считаете лучшим спортсменом в 2019 году?
- Боксёр Баходур Усманов достоин быть лучшим спортсменом года. Он выиграл чемпионат Азии, одержал победы в ряде крупных турниров. Отмечу дзюдоиста Сомона Мамадбекова, который впервые из Таджикистана стал чемпионом мира среди юниоров.
Порадовала меня юная шахматистка Сабрина Абророва, которая выиграла медаль чемпионата Азии.
Сам я мечтаю стать тренером олимпийского чемпиона. Сейчас занимаюсь юными спортсменами. В метании молота обычно поздно показывают результаты.