Общественная организация «Офис гражданских свобод», защищающая права призывников, заявила, что в ходе нынешней осенней призывной кампании «облавы», в основном, используют сотрудники милиции.
Дилшод Джураев, правозащитник и адвокат организации, на прошлой неделе испытал это лично на себе.
В беседе с Радио Озоди, состоявшейся 20 октября он рассказал, как попал под «облаву». «Это произошло на территории столичного района Сино. Капитан милиции в сопровождении трех подчиненных подошли ко мне и спросили, сколько мне лет. Я хотел проверить, что будет, если я предстану молодым человеком призывного возраста, и сказал, что мне 27 лет, хотя на самом деле мне 36. Они за руки ответили меня в военный комиссариат, а сами потом ушли. Когда военный комиссар узнал мой реальный возраст и чем я занимаюсь, принес извинения и попросил никуда не жаловаться», - говорит Дилшод Джураев.
По его словам, в военкомате он побеседовал с несколькими молодыми ребятами, которые, как и он, попал под «облаву». В целом, в «Офисе гражданских свобод» с начала призывной кампании зарегистрировано 12 заявлений от родных молодых людей, которых призвали в армию незаконным методом. Как выяснилось, чаще всего это используют сотрудники милиции, которые также привлечены к призыву.
Хуршеда Рахимова, представитель «Офиса гражданских свобод», сказала 20 октября Радио Озоди, что некоторые представители местных хукуматов привлекают сотрудников милиции для призыва молодых людей в армию. В качестве примера она привела решение хукумата района Спитамен Согдийской области, который обратился к местным органам внутренних дел с призывом помочь военкомату выполнить план призыва.
«Такое решение противоречит статьям 3 и 25 закона «О всеобщем воинском призыве и военной службе». Лишь в случае, когда призывник после получения повестки не явится в военкомат, военком может обратиться в милицию для принятия мер в отношении «уклониста». По имеющимся у нас данным, в этом году случаи «облавы» увеличились», - говорит Хуршеда Рахимова.
По информации правозащитной организации, зарегистрированы также случаи вторжения сотрудников милиции в жилые дома во время призывной кампании.
Несколько дней назад двое человек обратились с жалобой в Радио Озоди о том, что их сыновей насильно забрали в армию сотрудники милиции. Жительница столицы Гулбахор Махмадкулова, сообщила 10 октября Радио Озоди, что ранним утром ее сына Бахтиёра Юсуфова с постели забрали в военкомат.
Махбубахон Сатторова, жительница столичного района Фирдавси, сообщила 20 октября, что три дня назад ее 19-летний сын Бахтиёр Абдуллозода попал под облаву на улице. Представители органов внутренних дел отвели его в военкомат и на сегодняшний день неизвестно, где она находится. «Сначала мы подумали, что сын что-то совершил противоправное. Сегодня в военкомате подтвердили, что его отправили в армию, но куда именно, ответят позже», - сказала женщина. По ее словам, ее сын – инвалид, и она намерена подать жалобу в военную прокуратуру Душанбе.
Тем временем, в МВД Таджикистана опровергают факт использования «облавы» со стороны своих сотрудников. «Подобных жалоб к нам не поступало. Сотрудники милиции участвуют в призывной кампании в целях обеспечения общественной безопасности. Они не выходят за рамки своих полномочий. Разъясняют населению то, что молодые люди призывного возраста должны служить, должны отдать долг родине, пропагандируют патриотизм», - сказал пресс-секретарь МВД РТ Умарджон Эмомали.
Молодежь Таджикистана в возрасте от 18 до 27 лет призывается в ряды армии дважды в год – весной и осенью. По мнению экспертов, основной причиной уклонения молодежи от службы в рядах таджикской армии является «дедовщина». В последние годы сообщалось о нескольких случаях жестокого избиения солдат срочной службы сослуживцами, часто такие избиения приводят к гибели военнослужащих.