Руководство Международного аэропорта Душанбе за проявленные мужество, смелость и высокий профессионализм наградило командира экипажа самолёта авиакомпании «Таджик Эйр» Абдурашида Ясинова, который ночью 9 марта совершил экстренную посадку в Международном аэропорту Худжанда, премией в размере 5 тысяч сомони. Журналист «АП» познакомился с капитаном корабля и от него лично узнал подробности сложного полета.
- Абдурашид Мусоевич, расскажите немного о себе…
- Родился в Душанбе18 января 1968 года. Учился в Гиссаре, в средней школе №2 имени Айни. В 1985 году поступил в Бугурусланское летное училище. Окончив училище в 1990 году, вернулся домой и поступил на работу в Таджикское управление гражданской авиации.
- На каких самолетах летали?
- На разных. Начинал с АН-2, затем АН-28, Ту-154. Сейчас летаю на Боинге 737-300 в качестве командира корабля.
- Профессия летчика всегда связана с риском. Супруга довольна вашей работой?
- Конечно же, в первые годы совместной жизни Шахноза много переживала, но постепенно привыкла. Хотя и сейчас ей неспокойно, когда например, мне приходится летать в непогоду. Кстати, она – ваша коллега, работает на радио «Ватан».
- Дети хотят идти по вашим стопам?
- Пока желания никто из них не проявлял. Старшая дочь вышла замуж и воспитывает нашу внучку. Сын учится на экономиста в РТСУ, а младшая дочь еще учится в школе, в 9-м классе.
- Подобная ситуация была в вашей практике?
- Нет. Хотя четыре года назад почти схожая ситуация возникла во время рейса Москва - Худжанд. Но действия при различных аварийных ситуациях, в том числе и при неполадках с шасси мы отрабатываем во время учебных занятий в Вильнюсе на тренажёрах два раза в год.
- Когда вы заметили, что у самолета лопнула шина?
- Во время разбега самолета по взлетной полосе был характерный хлопок. Но тогда остановиться было слишком опасно, так как самолет набрал большую скорость. Решили взлететь и уже в воздухе подумать - что делать дальше.
- Не было страшно?
- Все мы люди, и всем нам свойственны волнения, страх, переживания. Скажу честно, тревога была, но все наши мысли были направлены на то, как без большого риска посадить самолет. Решили, что лучше всего это сделать, вернувшись в Худжанд. А эмоции нахлынули только после приземления, когда все начали поздравлять друг друга, когда пассажиры благодарили нас.
- Очень часто при экстренных случаях ситуацию усугубляют пассажиры, создавая панику в салоне. Им сообщили о неполадках? Как они среагировали на это?
- Согласно правилам эта задача входила в обязанности бортпроводников во главе с Ириной Сапрыкиной. Мы им объяснили ситуацию. Свою работу в столь сложной ситуации наши проводники выполнили профессионально, успокоив пассажиров и объяснив, как действовать им в этой ситуации. Они настоящие молодцы. Как потом рассказали очевидцы, в салоне не было паники. Хотя, конечно, не обошлось без слез, молитв о спасении. Пожалуй, самыми тяжелыми были минуты приземления. В аэропорту также все сработали четко – облили поле пеной, пригнали пожарные машины, скорые. Слава Богу, все закончилось благополучно. Никто не пострадал.
- Чем занимаетесь сейчас?
- Пока, согласно правилам, во время расследования инцидента, мы отстранены от полетов. Отдыхаем. Есть время побыть с семьей. Но надеюсь, скоро снова сяду за штурвал. Это моя работа.
Напомним, сложная ситуация на борту таджикского лайнера возникла в ночь с 9 на 10 марта. Самолет «Таджик Эйр» прибыл из Худжанда в казахстанский Тараз для дозаправки, после чего вылетел в Москву. Однако спустя несколько минут на борту лайнера была объявлена нештатная ситуация, и самолет был вынужден вернуться в Худжанд. Некоторое время воздушное судно наматывало круги в воздухе в районе таджикского аэропорта, чтобы выработать топливо, а затем благополучно село. Никто из 140 пассажиров и 6 членов экипажа не пострадал.
Не впервой
Это не первый случай, когда таджикский авиалайнер совершал внеплановую посадку. В мае 2013 года самолет «Таджик Эйр» Боинг-737 вылетел из московского аэропорта Домодедово, и у него перед взлетом лопнула шина одного из шасси. В связи с этим по прибытии в Худжанд он полтора часа летал над городом и сбрасывал топливо, затем совершил благополучную аварийную посадку. На борту лайнера находилось 100 человек, в том числе 10 детей.
Еще один случай с самолетом «Таджик Эйр» этой же модели был в апреле 2015 года. Перед посадкой для заправки в Кызылорде (Казахстан) экипаж рейса Курган-Тюбе – Москва сообщил о повышении давления топлива, что повлияло на работу одного из двигателей. Лайнеру со 165 пассажирами на борту тоже удалось удачно приземлиться.
В прошлом году в аэропорту Манас Кыргызстана аварийную посадку совершил Боинг-757 этой же авиакомпании, следовавший по маршруту Бишкек – Душанбе, но через полчаса он вернулся в аэропорт Манас в связи с техническими неполадками в одном из двигателей.