Многие таджикские трудовые мигранты, работающие в Турции, опасаются возвращаться на родину. По их мнению, правоохранительные органы страны с подозрением смотрят на каждого таджикистанца, прибывающего из Турции.
Сайфиддин Эмомов сейчас трудится в одном из турецких городов вместе с братом и женой. В беседе с Радио Озоди, состоявшейся 9 марта, он сказал, что в течение двух лет он не был на родине. Дело в том, что, по словам молодого человека, власти на местах не раз вызывали его родных, проживающих в Вахшском районе Хатлонской области, и интересовались информацией о его местонахождении.
Сайфиддин говорит, что интерес правоохранителей к его персоне возник после распространившихся слухов о том, что он присоединился на чужбине к экстремистским группировкам. По его словам, он опасается возвращаться на родину даже несмотря на то, что может доказать свою невиновность.
«Сначала не позволили моей жене приехать ко мне. Но позже все-таки дали разрешение, за что я очень благодарен. Сейчас не разрешают выезд жене моего брата. Но мы же не являемся членами каких-либо группировок и партий, работаем в Турции легально. Мы очень просим не оказывать давление на нас и дать возможность свободно приезжать на родину», - сказал Сайфиддин.
Сайфиддин со своим братом печет хлеб и зарабатывает 600 долларов в месяц.
26-летний житель Хатлонской области Шахбоз Рахимов полтора года назад был депортирован из России, после чего отправился на заработки в Турцию. Работал там на различных строительных объектах. В беседе с Радио Озоди он сообщил, что за время своего отсутствия правоохранители часто бывали у него дома и интересовались у домочадцев его местонахождением. Когда родные сообщили, что Шахбоз трудится в Турции, власти с тревогой восприняли эту информацию.
Этой весной молодой человек хочет вернуться на родину, чтобы сыграть свадьбу, но опасается допросов правоохранителей.
Большинство таджиков работают в Турции на стройках и в торговых центрах. Алиджон Рахимов, другой таджикский мигрант, находится на заработках в этой стране на протяжении трех лет. За это время он однажды вернулся домой, чтобы повидаться с родными. По его словам, на вопросы пограничника в душанбинском аэропорту он показал документы о трудоустройстве и его больше никто не беспокоил.
«У меня все в порядке с документами. Но многие соотечественники работают в Турции нелегально, поэтому не могут доказать, что находились в этой стране действительно на заработках. После терактов в Турции нам приходится нелегко из-за постоянных проверок и обысков», - говорит Алиджон.
По его словам, каждый месяц он становится свидетелем депортации таджикских мигрантов из Турции.
Фахриддин Тохиров, молодой активист, сказал в беседе с Радио Озоди: «На самом деле, для многих Турция стала синонимом Сирии. Те, кто работает в Турции, перед своим возвращением ищет «знакомых», чтобы без каких-либо проблем пересечь границу Таджикистана», - говорит он.
Таджикские правоохранители считают, что за последние годы Турция стала прибежищем таджикских оппозиционеров и транзитом на пути таджикистанцев в Сирию и Ирак.
Источник в правоохранительных органах сообщил Радио Озоди, что 98% молодых таджиков, участвующих в боевых действиях на Ближнем Востоке, отправились туда через Турцию. По его словам, за последние полтора года зарегистрировано 8 случаев, когда таджикистанцы вернулись из Сирии в Турцию и далее намеревались тайно попасть в другие страны.
«Молодые люди сбегают из Сирии, но попадаются в Украине и других странах. То есть они свободно пересекают Турцию. Вот этот факт и вызывает тревогу. Поэтому и проводятся допросы и беседы, но никого не задерживают без оснований. Кто чист перед законом, может спокойно возвращаться на родину. Даже те, кто виновен в чем-либо, может вернуться с повинной и в их отношении может быть применена амнистия», - говорит источник.
Многие таджики выезжают на заработки в Турцию после ужесточения миграционного законодательства в России. По данным Минтруда Таджикистана, в Турции трудятся от 2 до 5 тыс таджикских трудовых мигрантов.